Школа - дом родной

/uploads/posts/2014-07/1406783825_kolmogorova-bol.jpg



Для тысяч мальчишек и девчонок Магадана первого сентября прозвенел школьный звонок, начался учебный год. Чем он будет ознаменован, мы говорим с руководителем управления образования мэрии города Магадана Светланой Леонидовной Колмогоровой.

- Светлана Леонидовна, сколько школьников сядет за парты в этом году?

- Прежде всего, хотелось бы поздравить с началом нового учебного года всех педагогов, учащихся и родителей. Пожелать здоровья, терпения и успехов в нашей совместной работе.

В этом году за парты сядут более 10,5 тысяч учащихся, из них около 1100 учащихся 1-х классов. Также новый учебный год начнется почти для 6000 дошкольников.

В настоящее время в городе функционирует 57 образовательных учреждений: 33 дошкольных образовательных учреждения: 2 детских сада присмотра и оздоровления, 1 детский сад компенсирующего вида, 5 центров развития, 2 начальные школы – детский сад, общеразвивающих – 9, комбинированных – 14; 22 общеобразовательных учреждения: 4 гимназии (№№ 13, гимназия (английская), 24, 30), 3 лицея (им. Н.К. Крупской № 1, эколого-биологический, северный гуманитарный), 3 школы с УИОП (СОШ с УИОП № 4, СОШ с УИОП № 14, СОШ с УИМ № 15), 2 начальных школы (№№ 9, 72), 1 русская культурологическая школа (СО(РК)Ш № 2), 1 открытая сменная общеобразовательная школа (ОСОШ); 7 средних общеобразовательных школ (СОШ №?7, СОШ № 18, СОШ № 20, СОШ №?21, СОШ № 23, СОШ № 28, СОШ №?29); 2 учреждения дополнительного образования: Дворец детского (юношеского) творчества и Детский экологический центр.

- Каковы основные направления работы управления образования в предстоящем текущем году?

На протяжении последних пяти лет управление образования, образовательные учреждения активно осуществляют мероприятия по модернизации системы образования, приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», муниципальных программ.

В числе основных направлений можно выделить следующие:
• реализация комплекса мер для удовлетворения потребности населения в дошкольном образовании;
• совершенствование профессионально-педагогической компетентности учителей как условие повышения качества обучения учащихся, в том числе выпускников;
• усиление воспитательного потенциала образовательного учреждения;
• создание единой информационной системы управления, расширение форм ведения электронного документооборота;
• совершенствование управления качеством образования;
• дальнейшее развитие системы поиска, поддержки, сопровождения одаренных детей,
• разработка механизмов обновления содержания образования в соответствии с ФГОС,
• обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
• последовательное выполнение мероприятий по созданию безопасных условий в образовательных учреждениях.

- Как осуществляется переход на новые образовательные стандарты?

- В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в ДОУ г.?Магадана проводится работа по постепенному переходу на внедрение ФГОС в систему дошкольного образования по направлениям: подготовка нормативно-правовой базы учреждения по реализации нового законодательства; стартовые исследования ресурсов ДОУ; организация методической службы ДОУ по введению ФГОС.

С 2013 года ФГОС НОО внедряются во всех общеобразовательных учреждениях города Магадана: в 1-х, 2-х, 3-х и десяти 4-х классах шести «пилотных» школ (лицей № 1 им. Н.К. Крупской, гимназия № 13, СОШ с УИОП № 14, гимназия № 24, лицей (эколого-биологический), гимназия № 30). Опережающее введение ФГОС НОО в 5-х классах внедрялось в 3-х общеобразовательных учреждениях: СОШ с УИОП № 4, гимназия № 13, гимназия № 24.
Во всех школах организована внеурочная деятельность в количестве 4-х недельных часов, большинство общеобразовательных учреждений внедряют оптимизационную модель внеурочной деятельности, предполагающую оптимизацию как внутренних (ресурсов школы), так и внешних ресурсов (учреждения дополнительного образования, спорта, культуры).
Около 83,73% учащихся начальных классов обучаются сегодня по ФГОС.
Около 57 % руководителей и педагогических кадров общеобразовательных учреждений прошли повышение квалификации для работы в соответствии с ФГОС.
В рамках организации преемственности по введению ФГОС НОО на базе МДОУ № 58 и МБОУ «Лицей № 1 им. Н.К.Крупской» организована городская экспериментальная площадка «Построение единого образовательного пространства обучения на ступенях дошкольного и начального школьного образования на основе системно-деятельностного подхода».

- Можно ли в северных условиях при большой учебной нагрузке сохранить здоровье учащихся?

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», подготовленной по инициативе Президента РФ, среди пяти ее составляющих выделено важное направление – обеспечение здоровья школьников.

Важным направлением в совершенствовании организации оздоровительной работы является организация питания в общеобразовательных учреждениях. В прошлом учебном году охват горячим питанием составил 85%. Льготное питание организовано для учащихся из социально незащищенных семей.
С целью укрепления здоровья школьников 7 лет в муниципальном образовании «Город Магадан» реализуется ведомственная программа «Школьное молоко» (действует с 2006 года). По результатам проведенного мониторинга общеобразовательных учреждений количество школьников, потребляющих молоко, составляет 89,6%.

Продолжает совершенствоваться медицинское обслуживание в образовательных учреждениях. Во всех учреждениях образования есть медицинские кабинеты, соответствующие СанПиНам, оснащены необходимым оборудованием и препаратами. Все детские сады и школы получили лицензии на право ведения медицинской деятельности. Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья учащихся: декада по профилактике близорукости, диспансеризации девочек 5-9 классов, прохождение медицинской комиссии юношами допризывного возраста, флюорографическое обследование девушек 14-15 лет. В детских садах и школах созданы и функционируют психологические службы, работают педагоги-логопеды.
В дошкольных образовательных учреждениях с целью сохранения и укрепления здоровья детей реализуется программа «Здоровый малыш». Традиционными являются городские мероприятия и акции, направленные на укрепление физического здоровья воспитанников: спартакиады «Веселые старты», «Малая лыжня», акции «Зимний стадион», «За здоровый образ жизни», декады инвалидов, по профилактике близорукости. В плавательных бассейнах шести МДОУ (№№ 3, 13, 15, 53, 63, 72) занимаются плаванием почти 1200 детей. В дошкольных образовательных учреждениях организованы и действуют городские экспериментальные площадки по созданию здоровьесберегающей среды и укреплению здоровья детей в условиях Северо-Востока: «Разработка и внедрение программы для детей дошкольного возраста, ослабленных и часто болеющих, в условиях северного детского сада «Здоровый крепыш» (МДОУ № 2), «Социально-психологическая реабилитация и коррекция отставания развитии физической сферы детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и эмоционально-личностной сферы средствами анималотерапии» (МДОУ № 3).

- Несколько лет назад в школах страны и города остро стояла кадровая проблема. Кто сегодня работает в магаданских школах? Существует ли какая-то система поддержки молодых учителей?

- В образовательных учреждениях города Магадана работает сегодня около 1450 педагогических работников. Из них в дошкольных образовательных учреждениях – около 580 человек, в общеобразовательных учреждениях – около 790 человек, в учреждениях дополнительного образования детей – около 80 человек. Имеют квалификационные категории 1115 (80%) педагогических работника системы учреждений образования города.
Всего в образовательных учреждениях города трудятся: 31 работник, имеющий почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 207 работников, имеющих звание «Почетный работник общего образования», 47 работников, имеющих звание «Почетный работник образования Магаданской области», «Почетный работник образования города Магадана» – 53 человека.

В соответствии с муниципальной программой «Развитие системы образования в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2011-2015г.г. в 2011-2012г.г. молодым учителям общеобразовательных учреждений г. Магадана были предоставлены социальные выплаты на приобретение жилья с использованием средств ипотечного кредита и частичной компенсацией сумм процентов по кредиту за счет средств муниципалитета.
Ежегодно из средств муниципального бюджета в рамках реализации городской целевой программы «Развитие системы образования в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2011-2015г.г. выплачивается подъёмное пособие в сумме 100,0 тыс. рублей молодым специалистам, приступившим к работе в школе после окончания вуза. В 2013 году таких педагогов было 19.

Всего в общеобразовательных учреждениях в прошлом учебном году работали 34 молодых специалиста.
Большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений. Директор МАОУ «Гимназия № 13» Бирюкова Ангелина Львовна в рамках муниципальной программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования» на 2011-2014 годы прошла зарубежную стажировку в Финляндии по повышению качества образования, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 13» Мосолков Ф.А. принял участие в учредительном съезде общероссийского общественного объединения «Ассоциация учителей русского языка и литературы» (г. Москва).

- Сохранится ли система поощрения лучших учащихся города Магадана?

- Лучшие учащиеся получают стипендии губернатора, мэра, благотворительного фонда «Наш север», Магаданской городской Думы, партии «Единая Россия», гранты мэра. В 2013 году продолжала реализовываться долгосрочная городская целевая программа «Развитие системы образования в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2011-2015 годы» (раздел «Поддержка талантливой молодежи»). Продолжило свое развитие олимпиадное движение на школьном, муниципальных уровнях; активно проводились муниципальные конкурсные мероприятия, способствующие поиску и выявлению талантливых детей, развита научно-исследовательская деятельность талантливых детей. Талантливые учащиеся обучаются в региональной многопрофильной школе «Одаренные дети». Одаренные дети материально поддерживаются и поощряются на муниципальном уровне в рамках муниципальной программы «Развитие системы образования в муниципальном образовании «Город Магадан» на 2011-2015 г.г.

- Можно ли говорить об увеличении количества образовательных учреждений Магадана?

- В текущем году большая работа проводится по обеспечению доступности дошкольного образования. Заканчивается капитальный ремонт помещения, благоустройство территории, оснащение материально-технической базы здания МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 50» на 140 мест. Направлены средства по капитальному ремонту, укрепление материально-технической базы двух нефункционирующих групп в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 35» на 35 мест.

В соответствии с программными мероприятиями в настоящее время разрабатывается проект реконструкции и капитального ремонта здания МБДОУ № 5 на 220 мест.

Проект реконструкции и капитального ремонта нового МБДОУ № 6 на 220 мест в III микрорайоне города в настоящее время проходит государственную экспертизу. Выполнение муниципальной программы по введению дополнительных мест окажут позитивное влияние на дальнейшее развитие системы дошкольного образования, обеспечения ее высокого качества и доступности.

Светлана Леонидовна, спасибо за интервью.

Дарья ТЕМИНА.