Магаданский театр: Эпоха Гриншпуна

/uploads/posts/2014-08/1407374230_teatr.jpg



В минувшем театральном сезоне юбиляром, наряду с Магаданом, стал и наш уникальный во всех смыслах Магаданский музыкальный и драматический театр. Ему тоже исполнилось 75, хотя по многим документам он, как и наш город, родился гораздо раньше. Сегодня «ВгМ» решили напомнить читателям об одних из блистательных его годах - 1980-х.

Юлий Гриншпун

В конце 1970-х в качестве главного режиссера в наш театр был приглашен талантливый режиссер Юлий Гриншпун, чьи смелые задумки и новаторство внесли свежую струю в жизнь как драматической труппы, так и оперетты. В это время ставятся модные тогда пьесы Л. Петрушевской, малоизвестные классические водевили, интересные мюзиклы «Тогда в Севилье» и «Яблочная леди». За исполнение главной роли в последнем спектакле и за многолетний плодотворный труд Ольга Седлецкая получила звание заслуженной артистки РСФСР. Чуть раньше этого же звания удостоилась и обаятельная, с хорошим голосом, отличными драматическими данными любимица публики Алла Девятерикова, исполняющая центральные партии во всем репертуаре. Отмечали критики и работу ее мужа, незаурядного артиста Игоря Быкова в музыкальном театре.

Как и другие режиссеры-профессионалы того времени, Юлий Изакинович Гриншпун мог ставить отличные спектакли и в драматическом, и в музыкальном театре, что дано не каждому. Долгое время был популярен поставленный Ю. Гриншпуном английский детектив «Газовый свет», где главную роль сыграла Татьяна Иконен. Критики тех лет отмечали и своеобразную постановку оперетты Ж. Оффенбаха «Перикола», которую режиссер-постановщик определил как «комедия дель арте» (комедия масок). Красочное, яркое представление, любовь главных героев Пьеро и Коломбины не оставляли зрителей равнодушными. Зрителям запомнились работы заслуженных артистов России Аллы Девятериковой, Вила Бурцева, Вячеслава Хмелева, артистов Игоря Быкова и Теодора Русаброва.

Много восторженных рецензий журналистов и критиков было написано в адрес поставленной в драме «Осенней скуки» Н. Некрасова. Они отмечали глубокое прочтение режиссером Ю. Гриншпуном пьесы, очень точное попадание в режиссерский замысел художника Владимира Мягкова, яркие образы, созданные артистами Владимиром Поздиным, Анатолием Губским, Евгением Ельцовым, Кимом Сыцько, Нелли Клепач, Лидией Чукаевой и Валерием Бунякиным, сделали спектакль ансамблевым, неординарным, интересным. Посмотрите, какой был звездный состав артистов!
Юлий Гриншпун приглашал и режиссеров, а также художников с «материка». Например, спектакль по северным мотивам «Умка - Белый медведь» оформляла московская художница Т. Сельвинская. Пьесу «Пунтила и его слуга Матти» ставит на нашей сцене режиссер Феликс Берман. В этих спектаклях были отмечены прессой и публикой актеры Нелли Клепач и Анатолий Губский, которые на протяжении многих лет являлись любимцами магаданских театралов. В 1990-х на сцене нашего театра играла и их дочь, Мария Губская, выпускница Ленинградского театрального института.
Выделяют и спектакль «Пенелопа» А. Журбина, поставленный режиссером из Ленинграда Александром Эстриным и оформленный художником из Владивостока Александром Арефиным. Спектакль с успехом шел как у взрослых зрителей, так и у молодежи.

Владимир Барляев

Осенью 1980-го года в нашем театре произошло знаменательное событие. По приглашению Юлия Гриншпуна сюда приезжает молодой блестящий выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ведущий солист-вокалист Ленинградского театра музыкальной комедии, в котором он прослужил семь лет, Владимир Барляев. Это его голосом поет актер Юрий Соломин в экранизации оперетты «Летучая мышь»! По словам Владимира Алексеевича, ему хватило и пяти минут беседы с режиссером Гриншпуном, который и уговорил его ехать с семьей в Магадан.

Фактурный герой, умеющий безупречно носить фрак и держаться на сцене, с бархатным баритоном, отличными манерами, прекрасным чувством юмора сразу же занял все ведущие партии в спектаклях Магаданского театра и стал любимцем публики на долгие 28 лет. Среди сыгранных им ролей - Тасилло в «Марице», Мистер Икс в «Мистере Иксе», Принц Раджами в «Баядере», студент Владек в «Нищем студенте», Князь Вано Пантиашвили в «Хануме» и многие-многие другие ведущие роли. Однажды актер оперетты сыграл и в драме - в «Вишневом саде» в постановке Игоря Гуревича. Без преувеличения, с уходом из жизни Владимира Барляева российская и магаданская культура понесла огромную потерю...

И вот, через год после приезда В. Барляева в Магадан, наш театр едет на гастроли… в Ленинград. Это было очень ответственно, как для самого театра, так и для Владимира Барляева. Эти гастроли показали зрелость и большие возможности Магаданского театра, так как видавшая виды избалованная ленинградская публика не осталась равнодушной к нашим спектаклям. В прессе тогда писали: «В Ленинграде с успехом прошли гастроли Магаданского областного музыкально-драматического театра имени М. Горького. Всего было показано 17 спектаклей, 8 драматических и 9 музыкальных. Наибольший интерес вызвала постановка И. Сельвинского «Умка - Белый медведь» (режиссер Ю. Гриншпун, художник Т. Сельвинская)».

«Приз-Виктория» порвал зал!

До сих пор магаданские театралы со стажем вспоминают нашумевший в свое время мюзикл «Приз-Виктория» с мелодиями молодого авангардного Раймонда Паулса, поставленный балетмейстером Юрием Емельяновым. Рассказывают, что лишний билетик спрашивали еще задолго до начала спектакля, а очередь в кассу тянулась аж до несуществующего ныне газетного киоска у бывшего кафе «Сказка»! Было ли такое когда-нибудь еще в нашем театре?! Главный балетмейстер театра Юрий Абрамов, а в то время просто артист балета рассказывал мне, что спектакль был так популярен у публики, что он показывался более ста раз на собственной сцене и в других городах России, да так что, в конце концов, костюмы развалились прямо на артистах! В ярком спектакле приняли участие солисты балета Геннадий Бондаренко, Елена Жданова, Юрий Абрамов, Марина Кусенкова, Наталья Воробьева, Павел Годзиковский. Отличились в нем и артисты оперетты, работавшие с юмором и полной отдачей - Игорь Быков, Владимир Головенков, Алла Тараненко, Теодор Русабров. Спектакль «Приз-Виктория» надолго останется в памяти магаданцев.

Впервые в стране - «Клоп»

В конце 1980-х - начале 90-х на нашей сцене шло очень много прекрасных спектаклей. Вот что рассказывает бывшая артистка хора Магаданского театра (1989-1993) Лада Костенко:

- Например, впервые в стране нашей музыкальной труппой была поставлена фольк-опера В. Дашкевича «Клоп» по произведениям В. Маяковского. Режиссер-постановщик - Вячеслав Цюпа из Минска, дирижер-постановщик Николай Федоренко, балетмейстер Юрий Емельянов, художник - Владимир Жданов; «Страсти Святого Микаэля» - режиссер В. Шестаков, дирижер Николай Федоренко, балетмейстер Ю. Емельянов; «Прекрасная Галатея» - режиссер А. Матросов, дирижер Н. Федоренко; «Фиалка Монмартра» - режиссер, заслуженный артист России Владимир Титенко, дирижер Николай Федоренко, «Моя Прекрасная Леди» - режиссер В. Титенко, дирижер Н. Федоренко, «Золотая Леди» - режиссер В. Цюпа, дирижер Н. Федоренко; одноактные балеты «Барышня и Хулиган», «Ромео и Джульетта» - дирижер Н. Федоренко; «Жирофле-Жирофля» - режиссер С. Куранов, дирижер В. Ермошкин.

Отличные были актерские составы: Владимир Барляев, Вил Бурцев; Екатерина Мельникова, Алла Девятерикова, Ольга Волкова; Юлия Левочская, Людмила Анисимова; Николай Бекасов, Юрий Ваганов, Владимир Головенков; Ольга Седлецкая, Елена Титенко; Игорь Быков, Игорь Безуглов, Николай Ермоленко. Хор в то время был сильным: Анжелика Лавецкая, Людмила Либина, А. Циркунова, Л. Федорова, Н. Свиридова, С. Ермоленко, А. Селезнев, Ю. Анисимов, В. Шелепов. В балете танцевали: М. Кусенкова, Ю. Абрамов, Н. Лазарева, А. и С. Лазутины, М. и И. Мишуки, О. Хачатурова, Ж. Козловская, А. Птушкин, И. Борисова, А. Савинов, Г. Бондаренко.

Может, я не всех упомянула, прошу прощения... Много времени прошло... Я всех помню и люблю, как и Магаданский театр...

Наталья АЛЕКСЕЕВА

Автор:  Наталья АЛЕКСЕЕВА "Вести города М"




Новости по теме