Методика обучения туризму


Обучение туризму и его успешность практически во всех случаях зависит от понимания преподавателя и обучаемого, то есть от правильности объяснения преподавателем поставленных задач перед обучаемым человеком. При этом это относится не только к общим, но и частным (объединенным) задачам, которые опираются на большое количество факторов (освоенность ранее изученного материала, индивидуальные особенности обучаемого, уровень физической состояния, количества лет и многие другие).



Комплексные занятия по туризму для достижения положительного результата должны обеспечивать:

• начальное или первичное усвоение техники перемещения на местности. В данном случае можно иметь в виду разнообразные виды перемещения, в том числе и с преодолением разных вариантов препятствий;

• изучение умений, которые необходимы для организации приемлемых для нормальной бытовой жизни условий в условиях, которые таковыми не являются;

• ознакомление с вариантами ведения работы общественно-полезного направления в осуществляемых походах;

• формирование основных знаний во многих областях, хотя бы имеющие поверхностный характер. К таким областям в первую очередь относятся топография и картография, природоведение и краеведение. 



В процессе обучения туристическому делу необходимо различать три последовательных периода, к числу которых относятся:

• ознакомление с самыми главными представлениями о туризме. Данные период должен включать как многочисленные рассказы об этом виде спорта, так и наглядный показ тем, чем придется заниматься человеку. В этом периоде человек должен понять, чем является туризм, для чего он необходим и его достоинства и недостатки. Существуют такие ситуации, что человек именно на этом этапе понимает, интересна ли ему данная деятельность или нет, стоит ли ему посвящать данному обучению свое время или лучше обратить внимание на что-то другое; 

• овладение структурой наиболее правильных двигательных действий, которые свойственны тому или иному варианту передвижения по местности и усвоение элементов тактики и приемов, используемых в данной сфере. На данном этапе очень важна хорошая физическая подготовленность и форма, так как различные ее средства используются постоянно, при этом обращая значительное количество внимания на упражнения естественно-прикладного характера, к числу которых относится прыжки, ходьба, бег, метания и многие другие. В программу обучения также включен комплекс упражнений, которые связаны с эксплуатацией различной оснастки; 

• постоянное самосовершенствование приобретенных знаний, доведения всех необходимых действий практически до автоматического уровня. Именно на этом этапе обучения в организме человека происходят значительные морфофункциональные перестройки, которые являются как результатом целенаправленных воздействий многочисленных сложных упражнений.