Юбилейное утешение магаданца


Мой родной город… Из твоих 75 35 - я с тобой. И хотя меня привезли сюда в три годика, я считаю тебя своей родиной. Многое сейчас изменилось в тебе, но на то и дана память, чтобы хранить историю.

33-й детский сад

Далекий 1979-й... Именно в этом году родители и я приехали в Магадан. Отец сразу устроился в Магаданский ДОК, так как был прекрасным столяром-краснодеревщиком. Мама - в центральную аптеку № 3, так как была отличным провизором.

Из детства я помню свой детский сад № 33, где мы жили во дворе «Чайки» на Пролетарской, 3. Садик был сразу напротив дома. Сначала мама водила меня в него за руку, а когда стала постарше - ходила уже сама, а мама только смотрела из окошка и махала мне рукой. В саду на детской площадке была построена огромная, как мне казалось, печка в виде пещеры, мы все туда лазили и играли в прятки. Честно говоря, если туда залезало много человек, и потом все стремились вылезти наружу, было жутковато, но страшно интересно! Сейчас ее уже нет… Еще запомнился случай, когда одна девочка из моей группы на прогулке решила лизнуть железную горку, что стояла у нас на территории садика. Язык прилип, девочка жутко кричала и плакала, а мы всей группой стояли возле нее и тоже плакали. Потом за ней прибежала всполошенная мама с работы, вызвали «скорую» и стали как-то отлеплять язык от железных ручек горки…

Еще помню, как мама научила меня читать, и оказалось, что в группе только я одна могла это делать. Воспитатели были очень рады! И когда у них был аврал - кто-то заболевал и они не справлялись с двумя-тремя группами детсадовцев, то садили меня в центр игровой комнаты, давали в руки книжку со сказкой и я читала вслух, а все детки слушали и никто не баловался - в группе был порядок. Еще я каждую пятницу просила маму забрать меня пораньше, так как по телевизору шла моя любимая передача «В гостях у сказки». И я очень расстраивалась, когда мама работала во вторую смену и не могла прийти за мной.

Моей любимой воспитательницей была Наталья Николаевна Свирюкова - теперь она уже директор этого сада, и когда встречаемся, обе очень радуемся тем временам.

ДОК и демонстрации

Отец был мастером на все руки, и, хотя его уже давно нет в живых, его фотография до сих пор висит на Доске почета в ДОКе. Помню, когда в садике был карантин, родители брали меня к себе на работу. Даже не помню, у кого на работе я чаще оказывалась. Но очень любила играть со всякими шурупчиками, гвоздиками, магнитами на работе у отца. Там чудесно пахло деревом и свежей стружкой! Особенно нравились дверные ручки на магнитах. Берешь такой магнитик в песочницу, шуруешь по песку, а потом к нему пристают магнитинки и покрывают его щетинками, как ежика. Потом берешь другой магнитик и поворачиваешь другой стороной, чтобы они отталкивались друг от друга. Магнитики отталкиваются, а щетинки убегают за одним из них - очень веселая игра! Мальчишки всегда просили у меня такие магнитики. А однажды, когда папа с рабочими ремонтировали какой-то шкаф и ушли «на перекур», я залезла в него и стала играть внутри с детальками и шурупами. В мебельном цехе всегда стоял шум - стучали молотки, работали сверла, кран. Стали поднимать краном этот шкаф, а я как закричу! Хорошо, что не успели высоко поднять. Потом все смеялись - как это они ребенка потеряли в цехе.

Еще обожала первомайскую и ноябрьскую демонстрации! Папа сажал меня «на горбушку» и я видела всю колонну сверху! И опять же любопытство побеждало страх. Многие мужчины тоже несли маленьких детей, посадив на шею. В колонне всегда было весело - все шутили, пели песни, несли разноцветные шарики, плакаты с вождями пролетариата и членами партии. Чаще других мне попадался портрет Брежнева. А шарики мы с другом Виталькой бегали надувать в областную типографию на Горького, где работала его мама. Там стоял большой насос.

Самая главная аптека

У мамы на работе тоже было интересно, но в аптеке баночки с лекарствами все закрытые, так не поиграешь, как с магнитиками. Мне нравилось ходить по огромной аптеке, у которой были еще помещения внизу, в подвале, где сотрудники обедали, еду приносили с собой, разогревали на плитке. Там же внизу с выходом во двор было окошко, работавшее ночью, то есть аптека работала круглосуточно. К слову, зная, что мой отец замечательный столяр, его приглашали делать аптечные стойки и стенды, так что практически вся центральная аптека 80-х - его рук дело.

Очень я любила новогодние утренники у мамы на работе. Их устраивал профсоюз, и в этой главной аптеке праздник был особенно ярким. Детей было очень много - приходили обычно все дети сотрудников, и из других аптек города тоже. В большом «красном уголке» в административной части аптеки стояла огромная елка. Помню, что подарки были тоже большими, но их просто так не давали - надо было рассказать стишок. А запах хвои и мандаринов! Не хотелось уходить из этой сказки! А еще там стояло пианино, и когда я училась в старой музыкальной школе на Парковой, мне разрешали на нем заниматься - дома же не было инструмента. Путь в «музыкалку» лежал через пустырь с колонкой и несколькими бараками, прилепившимися к стадиону. Теперь на этом месте стоит супермаркет «Магадан».

В этой аптеке работала мамина коллега Валерия Никифорова. Мы с ней очень подружились, так как она тоже собирала карманные календарики. Это было для меня удивительно - такая взрослая тетя, и календарики собирает! Позже я узнала, конечно, что такие люди называются коллекционерами.
Тетя Валера заведовала отделом кадров, и хранила историю старейшей аптеки области - здесь до сих пор есть альбом со старыми фотографиями, почти с ее основания. Также до сих пор на стене висит карта, где Валерия Дмитриевна отмечает точки, куда уезжают навсегда бывшие сотрудницы. Получается, что магаданцы есть по всему миру.

Еще помню, как мы с Виталькой, родители которого тогда жили на Якутской в допотопном бараке, строили во дворе крепости из снега, а если уж на улицу не пускали из-за пурги, сооружали «штаб» дома из стульев и пледов. Однажды родители дали нам деньги, и мы счастливые побежали за саперной лопаткой в магазин «1000 мелочей» (сейчас «Валена») на Парковой. Бегали в кино клуба «Местпрома» на Пролетарской. Катались на самодельных плотах в огромных котлованах, заполненных водой через дорогу от ДОКа. Тогда дома общежития УВД и налоговая только строились…

По выходным наши семьи ходили другу к другу в гости. Чаще мы к родителям Витали, так как мы жили в коммуналке, на Ленина, 11, где на первом этаже был магазин «Знание» (сейчас «Подиум»). С нами жили еще две семьи. А уже после, когда разменялись, всю нашу коммуналку выкупил скульптор Александр Вашковец, с которым мы впоследствии дружили вплоть до его смерти...

Много чего запомнилось в Магадане 1980-х. И многочасовые очереди по талонам в моем любимом гастрономе «Центральный» в начале лихих 90-х, и появление в нем же первых шоколадок «Марс» и «Сникерс» по баснословной цене, и ваучеры, и многое-многое другое. Что переживала страна, то переживал и мой город…

Конечно же, у каждого свой Магадан. И поэты всегда посвящают ему свои строки. Как, например, рассказала «ВгМ» профессор СВГУ, поэт, коренная магаданка Елена Гоголева, она всю жизнь пытается объяснить свое отношение к Магадану в стихах. Читайте! Может быть, нашего роду-племени верных магаданцев прибавится…

***
Мой букварь, моя первая книга -
голубика,
морошка,
брусника.
Лесотундры изысканный словник -
родод?ндрон,
рябина,
шиповник.
И в сиянье последнего блика
будут жимолость и голубика,
мной продолжит Великий Садовник
голубику,
бруснику,
шиповник…

(1989)

А теперь пошутим немного…

Технология самооправдания

«…Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин».
А. С. Пушкин. Моя родословная

Мещанствую в местечке Магадан:
Хожу на службу, в магазин и в гости,
Мой городок не древен по годам,
Но умудрен, как ивы на погосте.

Неплохо жить в местечке Магадан:
С утра - на службу, а под вечер - в гости,
Где к пиву подают не лабардан,
А корюшки провяленные грозди.

Мещанский берегу менталитет,
Стремлюсь артикулировать банальность,
И по утрам бреду на факультет,
Где разбираю слов универсальность.

Витийствую в местечке Магадан,
К Европам перекидывая мостик.
При вас, Бодлер, топтали макадам,
А мы все чаще ближних топчем кости.

Но право первородства не отдам
За порцию похлебки с чечевицей -
Мещанствовать в местечке Магадан
Не проще, чем в Монтре или в столице.
(2004-2005)

Юбилейное утешение магаданца

Да, да, бывает, - говорим,
грустя над снежною порошею:
«Не Сочи это, и не Крым…
Зима…Да что же в ней хорошего?!»

Но Магадан неповторим,
И в климате - кокетство женщин:
Ему, конечно, много зим,
А лет … а лет намного меньше!

И пусть проходит день за днем -
он обо всех нас позаботится:
Мы медленней стареем в нем:
Продукт на холоде не портится.

(1999)

С юбилеем, мой город!

Наталья АЛЕКСЕЕВА

Автор:  Наталья АЛЕКСЕЕВА "Вести города М"









Колымские колонки