Тревожный процент

/uploads/posts/2014-05/1400547806_sirena.jpg



Минувшее празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне для многих магаданцев не прошло незаметно. Объявленная телекомпаниями воздушная тревога заставила серьезно поволноваться горожан.

Так уж вышло, что свое психологическое влияние в разной степени оказало сразу несколько факторов: во-первых, традиционно многие телеканалы в эти дни транслируют художественные фильмы с военной тематикой, во-вторых, нестабильная политическая обстановка в мире и, в частности, в соседней Украине у многих вызывает опасение за будущее, в-третьих, люди элементарно не знают, что делать и куда бежать. И вдруг - воздушная тревога…

Так все-таки что же произошло 9 мая, кто-то нажал не на ту кнопку или есть другая причина того, что по телевизионным каналам произошло ложное оповещение по сигналу «Воздушная тревога»? Как рассказал начальник ОГКУ «Пожарно-спасательный центр гражданской обороны, защиты населения, территорий и пожарной безопасности Магаданской области» Евгений Кривоберец, данная ситуация возникла из-за аппаратного сбоя программного обеспечения комплексной системы оповещения населения региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО).

- При одной из проверок программного обеспечения системы, которые проводятся ежедневно, произошел сбой, вследствие чего понадобилось произвести ее перезагрузку, это, в свою очередь, привело к тому, что сработал сигнал, который в списке оповещения находился первым, - сообщил Евгений Кривоберец. - В 2014 году завершена реконструкция данной системы, и она введена в эксплуатацию. РАСЦО - это не просто механическая кнопка и провода, а система с определенным специализированным программным обеспечением, к которому привязаны средства автоматизации. За время эксплуатации, а отрабатываться она начала раньше официального ввода, ошибок не возникало, это впервые. Сегодня Пожарно-спасательный центр совместно с подрядчиком, обслуживающим данную систему, делает все, для того чтобы в дальнейшем избежать подобной ситуации.

Спустя час, когда система была восстановлена, в целях опровержения переданной информации и предотвращения паники было подготовлено и передано по каналам телерадиовещания дополнительное голосовое сообщение о некорректном включении комплексной системы оповещения, принесены извинения жителям области. Впрочем, механизм паники уже был запущен. Люди звонили куда только можно, чтобы узнать, как себя вести. Звонили на телефоны доверия, что уж говорить об известных номерах служб немедленного реагирования. Как рассказала заместитель главного врача по медицинской части МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Ирина Раковец, после объявления воздушной тревоги 9 мая в течение 20 минут телефоны станции просто не смолкали, люди спрашивали, что делать и куда бежать.

- Создавалось впечатление, что наша служба была единственной, куда можно было дозвониться после тревоги, - сказала Ирина Раковец.

- Получается, горожане обращались к медикам за консультацией по вопросам гражданской обороны, а вообще, проверки системы оповещения на самочувствии людей не сказываются?

- Нет, количество обращений граждан именно за медицинской помощью после проверки системы оповещения не увеличивается, - ответила Ирина Раковец.

А что об этом могут сказать психологи? За комментарием я обратился к заведующему психологическим кабинетом ГБУЗ «МОНД» Александру Тарасюку.

- Отзывы коллег о случившемся были весьма негативными, - сказал он, - каждый из них испытал весьма неприятные ощущения, потому что всем известна ситуация на Украине.

- Перед каждой проверкой системы оповещения звучит просьба не поддаваться панике, но это мало помогает. Александр Петрович, какие рекомендации вы могли бы дать в этом случае?

- Если звук сирены связан с реальными событиями, с ЧС, чтобы не паниковать, надо знать, что делать. Человек может испугаться, но при определенных знаниях это никак не повлияет на его шансы спастись. При учебной тревоге или проверке системы оповещения, для того чтобы успокоиться, необходимо использовать такие способы, как задержка и углубление дыхания, счет про себя, концентрация внимания на приятных стимулах, например, на зеленеющей траве или же красивых людях. Итак, какой же можно сделать вывод? Как это ни банально звучит, но спасение зависит прежде всего от нас самих. На каждом предприятии, в РЭУ или управляющей компании размещены памятки о том, как действовать в той или иной ситуации, надо просто не полениться и ознакомиться с ними. При возникновении ЧС начинают работать эвакуационные пункты, при которых находятся специалисты, и уже они дадут четкие указания по дальнейшим действиям. Как правило, такие пункты организуются по месту жительства или работы. Другой вопрос - какова вероятность очередного такого сбоя системы оповещения, не произойдет ли это однажды ночью, когда сознание наиболее уязвимо?

Как сказал Евгений Кривоберец, согласно проекту данная система имеет свой процент на отказ или сбой, и он очень мал. К сожалению, 9 мая работа РАСЦО попала в этот процент. В настоящее время проводится наладка программно-технического комплекса. Нельзя пока сравнить и работу аналогичной системы в других субъектах ДФО, поскольку Магаданская область провела реконструкцию системы оповещения первой. Поэтому надо надеяться, что больше мы сигнала тревоги не услышим.

Глеб БОЯРКИН

Автор:  Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"