И снова на амбразуру?


Валентин Новохатько
Руководитель профессионального лицея №3


Бережно достав из коробочки знак с надписью ФЗУ, отец рассказал мне, как его, голодного, оборванного подростка военного лихолетья, приняли в фабрично-заводское училище. Там он впервые смог досыта наесться...

В училище его одели, обули, начали обучать слесарному делу. Ас какой гордостью он носил форму на зависть соседским мальчишкам... На первую в своей жизни заработную плату купил матери красивые туфли, о которых она так мечтала... Многим тогда ФЗУ определили судьбу.

И сейчас они остаются связующим звеном между школой и жизнью, кузницей рабочих кадров. В числе продолжателей традиций ФЗУ, а потом ПТУ - магаданское профессиональное училище № 3, которое сегодня отмечает свое 35-летие.

СОГРЕТЬ СЕРДЦЕМ И ДУШОЙ

Когда в 1997 году строитель по призванию В. В. Новохатько возглавил это училище, в стране по 7 - 8 месяцев не платили заработную плату, стоял глубокий экономический кризис.

Тогда к подобным заведениям относились как отстойной яме, где учатся неполноценные, неспособные ни к чему подростки. Он же своим сердцем воспринял их как собственных детей, которых нужно накормить, обогреть отцовской заботой.

Вот что Валентин Владимирович рассказывает о своих первых днях в училище, которое ему досталось в наследство от бывшего директора В. О. Форостов-ского.

- В коридоре между училищем и общежитием лежал снег, окна были без стекол, - вспоминает он. - Педагоги и учащиеся сидели в классах в шубах и куртках. У многих на руках перчатки. На уровне окна моего кабинета была сплошная наледь. Разобравшись в ситуации, я понял, что причиной всему старые прогнившие трубы.

Теплотрассы давали протечки, поэтому тепло не доходило до помещений. Выручили старые друзья, с которыми много лет отработал в строительстве. Директор «Востокмонтажспецстроя» В. П. Малыгин безвозмездно помог проложить новую теплотрассу. В общем, новый учебный год мы начали в теплых аудиториях и мастерских. Постепенно были утеплены все пять зданий училища: отремонтированы общежитие, производственные мастерские, переоборудованы классы, два спортивных зала.

Открыли музей профобразования Магаданской области, где собраны ценные документы и фотографии.

Профессиональное училище № 3 -это целый городок. В 12 оборудованных кабинетах и 6 производственных мастерских училища проходят обучение 260 человек по профессиям: «Автомеханик», «Сварщик», «Столяр строительный, плотник», «Маляр строительный, штукатур», «Слесарь-сантехник».

После занятий ребята идут в спортивные залы или клуб «Юность», где можно научиться петь, играть на инструментах на сцене самодеятельного театра «Зеркало». Развитые именно здесь способности ребят можно увидеть на праздничных мероприятиях, которые проходят в актовом зале.

Команды по волейболу, футболу и баскетболу учащихся ПУ-3 стабильно занимают призовые места среди шести училищ города и области. Здесь все усилия направлены на то, чтобы учащиеся после занятий не слонялись без дела, а нашли себе занятие по душе.

Сердце училища - производственные мастерские, где ребята осваивают профессии. Там витает запах электросварки, стружек и металла. Плотницкому и столярному делу учит мастер производственного обучения Г. С. Винокуров. На современных станках ребята обрабатывают древесину, мастерят мебель.

Рядом находится слесарная мастерская, где воспитанники под руководством мастера производственного обучения Г. Е. Вахтурова обрабатывают напильниками металлические детали. В их числе Сергей Колесниченко из Эвенска. Ему 16 лет.

Парень обучается на первом курсе, живет в общежитии. Судя по всему, учеба у него ладится. Это хорошо видно по детали, которую он обработал при мне. Поверхность получилась ровной, гладкой.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ШОВ

Элитой училища были и остаются электросварщики. Эта профессия по-прежнему самая востребованная на предприятиях города и области. И что немаловажно - прибыльная. Работа квалифицированного сварщика высоко ценится и оплачивается. Этому мастерству (по-другому и не назовешь) пятнадцатый год ребят учит мастер И. И. Патоша.

Его я застал в тот момент, когда он проверял вертикальный шов, выполненный Русланом Егоровым из Усть-Омчуга. Шов у него получился крепкий, ровный. Освоив его, парень скоро приступит к самому сложному - потолочному. После училища Руслан планирует заочно поступить в вуз, стать инженером.

- Прежде чем получить высшее образование, молодой человек должен окончить профессионально-техническое училище, освоив рабочие профессии, техникум, а затем уже институт, -считаете. В. Новохатько. -Только тогда он станет настоящим мастером, инженером, геологом, зная все с азов.

На первый взгляд обыкновенная биография. Но чем дольше я общался с Валентином Владимировичем, тем больше убеждался - передо мной незаурядный человек, северянин с большой буквы, глыба. Его трудовая биография началась после окончания Днепропетровского строительного института.

Поработав непродолжительное время на стройках Кривого Рога, он с семьей отправился на Чукотку, на строительство Билибинской атомной станции, которое находилось на стадии завершения. Там начинает работать в управлении ПТО. При его участии был осуществлен пуск всех четырех агрегатов мощностью 48 мегаватт.

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Молодому бесшабашному Валентину всего этого было мало. Северная романтика, бесконечные просторы будоражили его воображение, манили вдаль. Работая на строительстве АЭС, он седи-номышленниками на свой страх и риск решает отправиться в дальнюю экспедицию.

Для этой цели были построены два мощных катера с подвесными моторами. Загрузив запас топлива, провизии, шестеро молодых специалистов станции отправились в путь.

-Увы, пройти весь маршрут, как это сделал в свое время Дежнев во время откоытмя Чукотки нам не удалось -вспоминает Валентин Владимирович. - Нас задержали пограничники, от которых мы отчаянно пытались уйти на катерах. Скажу лишь, что незавершенная экспедиция еще долго терзала наши отчаянные умы...

Чукотскую эпопею В. В. Новохатько завершил в должности директора завода строительных материалов. В 1979-м он с семьей переезжает на Колыму. Его богатый опыт пришелся как нельзя кстати на Дукатском ГОКе, после завершения строительства которого осталось много недоделок на двадцати объектах.

Находясь на должности начальника Дукатского СМУ треста «Дукаттяжстрой», он построил завод строительных материалов. В1989 году переезжает в Магадан, где начинает трудиться главным инженером Управления механизации треста «Магаданэнергострой», который в свое время принимал участие в строительстве Билибинской АЭС, Магаданской, Анадырской ТЭЦ и других энергетических объектов. В духе перестроечного времени успел поработать в строительном кооперативе.

- Я уже не представляю себя без училища, - признался во время разговора Валентин Владимирович, - несмотря на то что приходится работать с восьми утра до позднего вечера.

Вернувшись домой, ставлю машину под окнами. По первому звонку готов в любое время отправиться в училище или общежитие. Молодежь нынче сложная, к каждому нужно найти индивидуальный подход...

Глядя на директора, не перестаешь удивляться - и когда он только все успевает? Помимо имеющейся учебной базы, создал центр для адаптации детей-сирот, которым оказывается помощь в трудоустройстве после окончания училища. Пока ребята не получили жилье, их обеспечивают общежитием.

Организовывается ресурсный центр по подготовке и переподготовке специалистов. Оборудуется мастерская сухого строительства, началось переоборудование сварочного, столярного цехов. Как выяснилось, и производственная практика строителей, которую организовал директор, здесь особенная.

Ее они проходят в квартирах ветеранов Великой Отечественной войны, выполняя косметический, а порой и капитальный ремонт.

В этом училище большое значение придают не только обучению, но и здоровью учащихся. Об этом можно судить по санаторию-профилакторию, которым на протяжении тридцати лет руководит главный врач Н. М. Саркисова. Задачи санатория - профилактика и лечение заболеваний.

Помогает в этом медсестра Е. И. Копорова, которая отработала в училище три десятка лет.

Основной костяк - ветераны. На протяжении многих лет в училище трудятся преподаватели, отличники НПО Т. П. Юрченко, О. Я. Копылова, Т. Г. Герасим-чук, завпроизводством С. С. Игошина, повар В. В. Иванова, рабочий по обслуживанию зданий И. И. Савельев, дежурные Г И. Фетисова, Н. А. Харитонова, В. А. Кулаева, технический работник М. П. Заико, воспитатель Н. В. Вертугина, слесарь-ремонтник С. Н. Ярошевич, мастера производственного обучения Р П. Филиппова, Г. Е. Вахтуров, В. С. Долинин, И. И. Патоша.

ТРИ В ОДНОМ

Изначально магаданское профессиональное училище было создано для обеспечения рабочими кадрами строительной индустрии территории. В 80-е обучалось до 600 учащихся, сегодня - 250 человек.

Половина из них - жители трас-совских поселков. Обладая уникальной в своем роде производственной базой, училище готово вдвое увеличить прием ребят.

- На мой взгляд, настало время объединить под крышей нашего ПУ малокомплектные училища, которые находятся в Стекольном и Омсукчане, - считает Валентин Владимирович. -

Это позволило бы областному бюджету сэкономить большие средства. Но дело не только в финансах. Благодаря нашей производственной базе, квалифицированным преподавателям и мастерам учащиеся получают более качественные знания, чем в ребята в поселках.

У последних есть только одно преимущество - они учатся дома. Но согласитесь, в конечном счете они все равно уедут от родителей, будь то в 16 или 20 лет. Это лишь вопрос времени. А вот полученная профессия пригодится им на всю оставшуюся жизнь.

Правда, его прямота и принципиальность приходятся не всем по душе. Одни привыкли работать по старинке, другие только и смотрят в рот начальству. А есть наверняка такие, кто видит в нем конкурента в движении по служебной лестнице.

Именно они своими мелочными замечаниями, проверками нередко загоняют руководителя в угол, а он, получая очередной выговор, выкарабкивается и делает дело ради своих пацанов.

Кстати, о выговорах. При подготовке материала я узнал, что как-то вынося директору очередной выговор, его автор ехидно заметил, мол, получай, уж слишком непочтительно ты относишься к моим замечаниям...

Хорошо, что в нашем образовании и особенно на таких сложных участках, как профессиональное училище, есть настоящие мужчины. Сильные, мужественные, деловые. Для ребят, выросших без родителей, директор училища заменяет отца. Для других - взрослого товарища.

Они верят ему, знают, что тот в любой ситуации поможет, рассудит честно и справедливо.

О том, насколько востребованы его воспитанники, можно судить по такому факту - не так давно на Билибинскую АЭС, с которой начинал свою северную эпопею директор училища, уехали по вызову сразу пятеро электросварщиков - Владимир Деркач, Юрий Клочков, Николай Дик, Виктор Федорищев и Владимир Одноконь.

- Поинтересовавшись судьбой наших ребят, я узнал, что администрация станции позаботилась о том, чтобы всех их обеспечить жильем, - рассказал директор. - Все они без исключения поступили в московские вузы.

И кто знает, может, они тоже, как и я в свое время, рванут в дальнюю экспедицию и до конца пройдут по намеченному нами маршруту.
Задумавшись, Валентин Владимирович продолжил:

- Вот вы говорите о своем отце, который учился в ФЗУ А ведь скольким таким, как он, училище дало путевку в жизнь. Ведь благодаря им был построен лучший в мире танк, самолет, которые сломили хребет фашистской Германии.

Потом они отстраивали города, заводы, фабрики. Руками квалифицированных рабочих, был запущен первый космический корабль, построены гидроэлектростанции. Советская система ПТУ которая ковала рабочие кадры, была признана лучшей в мире.

Потом, в лихие 90-е, о ней забыли, погнавшись за коммерцией, сверхприбылью. Почти целых 15 лет у нас ушло на разрушение рабочего класса. О.б этом вспомнили, когда некому стало заварить трубу или закрутить гайку. К счастью, нам удалось сохранить свое училище, производственные мастерские, общежитие, коллектив преподавателей и мастеров.

К нам снова потянулись ребята, решившие получить рабочие профессии. Несмотря на достигнутые успехи, понимаю, что бить в литавры рано. Опять экономический кризис, и профессиональное училище снова идет на амбразуру, пытаясь выжить.

...Я достал из коробочки знак учащегося ФЗУ, которым так дорожил мой отец. Сколько в нем пережитого, чаяний и надежд. Хочется надеяться, что такая добрая память останется и у тех, кто сейчас учится в магаданском профессиональном училище № 3.

Виталий Холоимов
Магаданская правда








Колымские колонки