Более 100 тысяч тонн морской продукции выловили магаданские рыбаки в прошлом году


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Больше всего минтая и сельди, пишет "Магаданская правда".

Радуют не только объемы, но и уровень заработной платы, который по отрасли увеличился почти на 40 % и составляет в среднем 50 тысяч рублей в месяц, - рассказал председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М. Н. КОТОВ. - Таким образом, нам удалось в этом плане существенно подтянуться до основной, горняцкой отрасли. Если говорить в целом, то прошлый год был очень сложным и напряженным. Проблем было много, одна из них - крайне слабый подход лосося. В результате квота была едва освоена на 50 %, что составляет 5,5 тысяч тонн. Чтобы не допустить остановки магаданских рыбоперерабатывающих заводов, мы были вынуждены закупить часть лосося на Камчатке и Сахалине.

- Как распределяется сам вылов, сколько рыбы поставляется на российский берег?

- Из 100 тысяч тонн порядка 60 поставляется на наш берег. И процесс идет по нарастающей. Например, активный участник Магаданской ассоциации рыбопромышленников компания «Магаданрыба» уже 60 % вы-ловленной креветки поставляет на российский рынок. Если говорить о крабе, то его доля увеличилась с 10 - 12 до 40 %, а лосося на все 100 %. И такое замещение идет каждый год. Если же говорить о поставках за рубеж, то мы ратуем за то, чтобы правительство запретило вывоз живого краба в Корею и Японию. Россия не должна быть сырьевым придатком, необходимо развивать глубокую переработку продукции.

- Вы обратились в Правительство РФ с требованием запретить ввоз рыбной продукции из-за рубежа. Чем это вызвано?

- Плохим качеством. Это касается норвежского лосося, выращенного в искусственных условиях, а также рыбной продукции, поставляемой из Китая и Вьетнама. Мы говорим и продолжаем утверждать, что можем полностью обеспечить соотечественников своей дикой качественной рыбой, такой, как лосось, минтай, палтус, и целым рядом других морепродуктов.

- Но одно дело выловить, а другое - доставить на стол потребителю Дальнего Востока, центральных районов страны. А живем мы ох как далеко от центра… Как решается проблема транспортировки?

- Мы готовы поставить еще больше рыбы, чем сегодня, но для этого необходимо осуществить модернизацию портов Владивостока. Как раз об этом и шла речь на совещании в конце прошлого года в Министерстве сельского хозяйства. Посудите сами, наши суда порой простаивают длительное время, чтобы разгрузиться в порту. Потом, перегрузив в холодильники, еще ждем полторы недели, когда наконец продукцию отправят в центральные районы страны. Такие сроки неприемлемы и крайне накладны для промышленников. Если мы хотим, чтобы наши граждане потребляли полезную качественную рыбу, надо сделать определенные шаги - наладить работу транспортной инфраструктуры, чтобы железнодорожники оперативно поставляли рыбу не только в Новосибирск, Хабаровск, но и в центральные районы страны.

-Традиционно в начале года состоится заседание членов Магаданской ассоциации рыбопромышленников. Разговор пойдет не только о проблемах, но и о планах, дальнейшей перспективе. Какой ее видит президент ассоциации М. Н. Котов?

- Перспектива рыбной отрасли достаточно серьезная. Но путь между вехами и порогами весьма тернист. У нас много вопросов по работе с наукой, так как то финансирование, которое выделяется на эти цели, явно недостаточно. Чтобы провести комплексные исследования на период минтаевой путины на своих судах, мы вынуждены принимать научных сотрудников из Владивостока. Вообще надо думать над тем, чтобы лосось более интенсивно подходил к магаданскому берегу. Будем и дальше совместно с администрацией Магаданской области развивать программу аквакультуры, которая поможет решить проблему увеличения популяции лососевых, строительство рыбоводных заводов.

- Надо признать, что на фоне других отраслей рыбную больше всего сотрясают реформы и перемены. Когда появится свет в конце тоннеля?
- В конце прошлого года я участвовал в работе совещания, которое провел руководитель Контрольного управления Президента РФ Константин Чуйченко. Основной темой стала перспектива развития рыбопромышленного комплекса. Решался крайне важный для нас вопрос - как будем распределять доли, закрепляя их за предприятиями или выставляя на аукционы, как это было в начале двухтысячных годов. Тогда в результате таких действий рыбная отрасль была практически разорена. Словом, разговор был более чем серьезный. В конце концов приняли решение - оставить то, что мы сегодня наработали. То есть закреплять доли за рыбопромышленными предприятиями на 10 лет. И это, надо сказать, уже дает свои плоды.

Ситуация в рыбопромышленном комплексе стабилизировалась, стали появляться новые суда, рыбоперерабатывающие заводы. В то же время продолжает существовать порядка 200 предприятий-рантье, которые, не имея флота, торгуют долями, квотами. От этого страдают реально работающие рыбодобывающее предприятия. Радует то, что к голосу рыбацкой общественности начинают прислушиваться, в том числе и в Правительстве России. Мы и впредь будем поднимать острые проблемы рыбной отрасли, чтобы совместными усилиями решать их.








Колымские колонки