Учитель правит балл?

/uploads/posts/2014-02/1391211316_shkola1.jpg



Сегодняшняя школа - это место, где на детей обрушивается масса разнообразной информации, практическое назначение которой ученик не всегда понимает, поскольку ценность ее в основном лежит в далеком будущем.

А в недалеком ему предстоит продемонстрировать знания уже очень скоро - экзамены не за горами. И размышления о том, как успешнее преодолеть школьные испытания, посещают не только учеников и учителей, но и родителей и многих других, кто пытается воспользоваться ситуацией...

Начнем с результатов. В прошлом году успешно прошли государственную аттестацию и получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании 97 % выпускников 9-х и 89 % - 11-х классов, из них 7 % награждены медалями «За особые успехи в учении»: золотыми - 35, серебряными - 37 человек. По отдельным предметам 74 выпускника набрали от 80 до 100 баллов, причем лучшие результаты показывают в лицеях и гимназиях. Так, Татьяна Попова из гимназии № 24 получила максимальные оценки по русскому языку и литературе, а по математике до 100 баллов никто не дотянул.

В то же время цифры обнаружили, что средние тестовые баллы ЕГЭ по всем предметам ниже общероссийских, хотя по сравнению с 2012 годом этот показатель улучшился по русскому языку, физике, информатике, биологии, географии. И ухудшился по таким предметам, как математика, обществознание, литература, английский язык, а результаты ЕГЭ по истории - самые низкие.

Это значит, что сегодня, когда уже началась подготовка к новым экзаменам, требуются огромные, просто титанические усилия и ученика, и учителя. Но вот вопрос: в состоянии ли школа качественно подготовить детей к экзаменам? Мнения на этот счет я услышала разные. Дети говорят, что без помощи со стороны многим приходится трудно. Родители убеждены, что сегодня отдельные предметы в школе не преподают так глубоко, как хотелось бы, ведь 2 часа в неделю на химию или биологию вряд ли достаточно для того, кто собирается поступать в медицинский институт. А учителя утверждают, что делают все для качественной подготовки детей к экзаменам.

- Каждую четверть мы проводим промежуточную аттестацию в формате ЕГЭ, - рассказала заместитель директора магаданской гимназии № 24 Светлана Чернышова. - И уже сейчас видим, что процент качества повышается, то есть успевающих на «хорошо» и «отлично» становится больше. И в этом, я считаю, заслуга учителей: они не только на уроках дают необходимые знания, но и проводят дополнительные занятия, причем и в каникулы, ведут элективные курсы. А наши математики даже завели на каждого школьника карты учебных затруднений, куда с каждой контрольной выписывают ошибки, чтобы потом разобраться в причинах неудачи. В свою очередь, от ребенка требуется главное - посещение всех занятий и выполнение домашних заданий. А если выполнять все задания и рекомендации, школьной подготовки достаточно, чтобы успешно сдать экзамены. Но тут все зависит от ребенка. И, конечно, хотелось бы и со стороны родителей видеть поддержку, контроль за учебой детей.

- Подготовиться самостоятельно к ЕГЭ по русскому языку детям нелегко, а по математике в 11-м классе очень трудно, - утверждает преподаватель с большим стажем, заместитель директора магаданской школы № 7 Светлана Кучер, - для этого должна быть такая мощная мотивация...

У многих нынешних выпускников и их родителей мотивация одна - поступление в вуз. Вот почему большинство ходят на дополнительные занятия, кружки, консультации, подготовительные курсы, которых сегодня немало. Даже те, кого считают отстающими и педагогически запущенными, вынуждены заниматься дополнительно, чтобы преодолеть тот «минимальный порог», за которым маячит хотя бы оплаченный вуз. И им на помощь всегда спешат репетиторы. Сегодня репетиторство стало очень распространенным явлением, особенно в школах повышенного уровня обучения. Кого ни спроси, «подтягивают» своих детей у специалистов на стороне. Особенно сильно родители начинают суетиться в канун экзаменов. А по опросам детей, им это надо только в том случае, если выбирают один из профилирующих предметов, который нужно знать глубже, чтобы поступить в вуз.

- Мы, конечно, никого не заставляем заниматься с репетиторами, это исключительный вариант, но то, что в старшем звене надо работать не только на уроках (а их, как правило, 2 - 3 в неделю), но и дополнительно, никто опровергать не станет. Но под жестким контролем и надзором родителей, - так считает директор гимназии № 13 Ангелина Бирюкова.

И, наверное, многие с ней согласятся. Только почему-то родители жалуются, что репетиторство стало уж больно назойливым: иногда заниматься с ребенком за плату заставляют и учителя, и классные руководители, якобы болеющие за успеваемость, порой даже рекомендуя своих знакомых. Репетиторство надо приветствовать только как способ помочь детям получить углубленные знания, а не подзаработать на них.

А между тем помочь выпускнику можно, лишь объединив усилия: в школе, конечно, качество образования напрямую зависит от «качества педагога», но в подготовке к ЕГЭ задействованы все - ученики, учителя, классные руководители, психологи, родители. Сегодня требуется научно-методическое и даже психологическое сопровождение процедуры итоговой аттестации. Только так можно поддержать выпускника.

Вера ВАСИЛЬКОВА.

Автор:  Вера ВАСИЛЬКОВА "Магаданская правда"