Реальность воздушного порта


Для ОАО «Аэропорт Магадан» 2013 год прошел неоднозначно: подрядчик не смог выполнить программу по реконструкции аэродромных покрытий и замене светосигнального оборудования (ССО), в то же время производственные показатели предприятия демонстрируют достаточный прирост по сравнению с предыдущим периодом.

Как сообщил генеральный директор ОАО «Аэропорт Магадан» Сергей ЗАМАРАЕВ, за минувшие 12 месяцев на 5 % увеличилось количество самолетовылетов и составило свыше 3 тысяч. Основной доходообразующий показатель предприятия - максимальная взлетная масса - увеличился на 6,5 %, достигнув 172279 тонн. Наблюдается в этом году и рост пассажиропотока. Если в прошлом году перевезли 325 тысяч пассажиров, то на 24 ноября этого года уже 327 тысяч. То есть к новому году эти цифры вполне могут увеличиться до 350 - 360 тысяч пассажиров. Также на 25 % наблюдается рост общих показателей по грузообороту.

- Показатели достаточно хорошие, они подтверждают, что аэропорт наращивает свои производственные мощности, растут пассажиропоток, объемы прибываемых и отправляемых грузов, - говорит Сергей Замараев. - Конечно, так будет не всегда, рано или поздно эти цифры стабилизируются, и в первую очередь количество пассажиров. В последнее время увеличение пассажиропотока напрямую связано с развитием, экономическим ростом и строительством в золотопромышленной отрасли.

- Сергей Васильевич, количество пассажиров напрямую связано с тем, насколько комфортно будут чувствовать себя здесь авиакомпании. Не один год ведется реконструкция аэродромного комплекса, однако же не так гладко, как хотелось бы, вопрос реконструкции на личный контроль взял губернатор.

Какие итоги достигнуты к концу года?

- На 2013 год согласно государственному контракту подрядчик должен был выполнить демонтаж и монтаж стоянок с 17-й по 19-ю, заменить светосигнальное оборудование ИВПП, а также построить очистные сооружения. На сегодня полностью выполнены работы по разборке железобетонных конструкций на стоянках, новое покрытие уложено примерно на 50 %, хотя до конца года должны были сдать. Поэтому на данный момент аэропорт испытывает острейший дефицит мест стоянок, что осложняет качественное выполнение производственной программы предприятия.
Что касается ССО, работы практически не проводились.

Если помните, когда Владимир Петрович Печеный проводил совещание с руководством аэропорта, заказчиком-застройщиком и подрядчиком, стоял серьезный вопрос о выявлении дефектов в работе дренажной системы взлетно-посадочной полосы. Результаты обследования ВДС показали, что процентов 70 - 80 ее находятся в нерабочем состоянии вследствие того, что работы проводились с нарушениями. Надеемся, в следующем году подрядчик приступит к устранению выявленных нарушений.

В 2013 году на работах по реконструкции предполагалось освоить 728 миллионов рублей, фактически же освоено гораздо меньше. Подрядчик ссылается на позднее финансирование. Тем не менее, учитывая, что в Магадан груз идет в среднем два месяца, строители должны были заранее позаботиться о том, чтобы осуществить все необходимые поставки, тем более что работают не первый год и ситуацию прекрасно знают. А получилось, что еще в октябре поступали материалы, которые должны были быть поставлены в начале сезона.

Таким образом, в 2014 году в первую очередь подрядчик будет заканчивать работы 2013-го. На сегодня практически более 50 % площадей стоянок самолетов выведено из эксплуатации. Приходится использовать временные схемы для расстановки воздушных судов. Первая очередь реконструированных стоянок до сих пор не введена в эксплуатацию из-за образовавшихся просадок покрытия. Под некоторыми плитами образовались пустоты до 2,5 метра. Сейчас выполняется проект для того, чтобы устранить недостатки в реконструкции первых стоянок, согласно которому они снова будут демонтироваться.

- Вот уже год, как у воздушных ворот Колымы изменилась форма собственности. Как прошел 2013-й уже для акционерного общества?

- Пока говорить о конкретных переменах рано, они больше номинального характера, поскольку акции по-прежнему находятся у государства. Тем не менее уже пришлось решать ряд задач, связанных с изменением формы собственности нашего предприятия. С 3 декабря прошлого года аэропорт стал открытым акционерным обществом. В течение 3 месяцев необходимо было утвердить новое положение о закупках. Это обязанность совета директоров. Но в связи с нестыковками в законодательстве долгое время совет собраться не мог. К решению вопроса подключались губернатор В. П. Печеный и сенатор В. Ф. Кулаков. В конечном итоге 27 мая появилось распоряжение, согласно которому территориальному органу Рос-имущества делегировано право инициировать заседание совета директоров.

Первое заседание совета прошло в июле, его итогом стало в том числе и появление полноценного положения о закупках. До этого в течение 3 месяцев был период, когда без положения аэропорт мог осуществлять закупки, но это короткий период, который не позволял спланировать работу на весь год. А вот с июля уже полноправно проводим конкурсы, думаю, до конца года удастся выполнить программу, намеченную еще в 2012-м, по закупкам и техническому перевооружению аэропорта. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что после того, как аэропорт стал акционерным обществом, в части осуществления каких-либо закупок стало гораздо проще, так как отпала надобность согласования крупных сделок в Росавиации.

В этом году предприятие приобрело новый трап и палеторазгрузчик на базе автомобиля «Исудзу». Изготовлен еще один 7-тонный палеторазгрузчик, в течение полутора месяцев он будет доставлен в Магадан. В декабре провели конкурс, подвели результаты, делаем первые платежи по еще одному подобному трапу. Кроме того, 11 декабря под разгрузку встал теплоход «Капитан Артюх», на борту которого доставлен новый тягач для буксировки воздушных судов со взлетной массой 450 тонн. К новому году он будет введен в эксплуатацию. Стоит такой буксир 23 миллиона рублей, средства на его приобретение аэропорту выделила администрация Магаданской области, на сегодня четверть от этой суммы нами уже возвращена.

В целом на приобретение техники и с учетом ремонтов, проведенных в ангарах, затраты в уходящем году составили около 70 миллионов рублей.
- А непосредственно по зданию аэровокзала, его модернизации планы ближайшие есть? Ведь пассажиры необходимый ремонт технических зданий или приобретенную спецтехнику не так на себе ощущают, как условия пребывания в аэровокзальном комплексе.

- По предварительным расчетам, на реконструкцию аэровокзала потребуется порядка 1,5 миллиарда рублей. Даже если всю прибыль предприятия направлять на эти цели, понадобится около 30 лет. Здесь должны присутствовать инвестиции, но в то же время сегодня ответ на вопрос о привлечении инвестора мне кажется очевидным: пока не будет окончательно определен собственник предприятия, вряд ли кто-нибудь захочет вкладывать в него большие деньги. В плане на продажу аэропорт стоит на 2014 - 2016 годы.

Я думаю, если бы контрольный пакет акций остался у государства или перешел к администрации области, это являлось бы гарантом того, что вложенные средства вернутся к инвестору. Если же аэропорт перейдет в частные руки… я не берусь предсказывать, что может произойти. Хотелось бы, чтобы эти частные руки оказались чистыми и честными, чтобы, помимо погони за прибылью, уделялось внимание и развитию аэропорта.

Примерно такой же аэропорт в Архангельске. Правда, пассажирооборот гораздо больше нашего, при этом в регионе развиты автотранспортное и железнодорожное сообщения. Тем не менее сейчас происходит продажа большей части пакета акций из частных рук администрации Архангельской области, поскольку аэропорт находится в предбанкротном состоянии. Не хотелось бы аналогичное пережить здесь, поскольку аэропорт Магадана, несмотря на меньшие показатели, имеет гораздо большее социальное значение. Здесь окончательное решение зависит от Правительства Российской Федерации, но, что касается местных властей, администрации области далеко не безразлична судьба аэропорта.

- Сергей Васильевич, перспективы любого аэропорта связаны с пользующимися его услугами авиакомпаниями. Каковы они для Магадана: появятся ли в 2014 году новые авиаперевозчики, вообще много ли сегодня желающих работать на магаданском направлении?

- Привлекательность аэропорта напрямую связана с территорией, ее отдаленностью, населенностью. У нас экономической привлекательности для крупных авиакомпаний нет. Здесь никогда не будет работать много компаний, потому что численность населения области 150 тысяч - один из ограничителей, который и не является привлекательным. Здесь никакая авиакомпания, работая под пристальным вниманием областной администрации и антимонопольного ведомства, обогатиться за счет безальтернативности транспорта не сможет, поскольку должна обеспечивать доступность услуг для населения Магаданской области.

Если говорить о том, какие авиакомпании будут работать в следующем году, остаются практически все, кто был и в 2013-м. Авиакомпании «Сахалинские авиатрассы» и «Владавиа» сегодня объединились под названием «Аврора», при этом на расписании по маршруту Магадан - Хабаровск - Владивосток это никак не сказалось. Что касается «Якутии», с сентября авиакомпания прекратила полеты по местным линиям, вывела из базирования все самолеты, ликвидировала свою линейную станцию по техническому обслуживанию. Кроме того, отменила рейсы, которые планировала выполнять всю зиму на хабаровском направлении на самолетах «Сухой Суперджет-100».По московскому направлению на данный момент от компании официального ответа аэропорт Магадана не получил. Очень надеюсь, что останутся такие направления, как краснодарское с посадкой в Новосибирске, а также авиарейсы в Санкт-Петербург. Но, если все-таки «Якутия» уйдет с московского направления, то, скажу откровенно, зимой привлечь другую авиакомпанию будет непросто. Это серьезный вопрос, который также находится на контроле главы территории Владимира Петровича Печеного.

Впрочем, как сказал гендиректор ОАО «Аэропорт Магадан» Сергей Замараев, свято место пусто не бывает. Если все же «Якутия» уйдет, остается надеяться, что в Магадане на дальних маршрутах будут работать крупные стабильные компании, такие, как «ЮтЭйр», «Сибирь» или «Аэрофлот».

Евгений ВТОРУШИН.








Колымские колонки