Нам не страшен гололед?


Гололед, не будем зубы заговаривать, страшен. Автомобилистам он грозит авариями, пешеходам - сломанными конечностями. Радует лед только на катке, в остальных местах с ним надо бороться. Каким арсеналом средств для этого располагает наш город?

«Бионорд» и все, все, все...

«Для нас важно соотношение цены и качества, - говорит заместитель мэра Магадана Александр Малашевский, - чтобы и на дорогах не скользко было, и для казны не очень затратно. Наиболее подходят в этом смысле два средства, которые мы и используем, - техническая соль «Галит» и смесь соли с песком, других вариантов нет. Три года назад начали было применять более дорогостоящий химический реагент «Бионорд», но жители города тому воспротивились, и от него мы отказались. Хотя он не более вреден, чем соль, потому что его основа - та же соль, натрий хлор. Хрен редки не слаще».

С «Бионордом» в Магадане приключилась целая история. Когда его стали применять на дорогах, общественность встала на дыбы. И мнение, что помимо гололеда, он также успешно убивает обувь, лапы собак и шины автомобилей, восторжествовало.

Но в итоге, считает научный сотрудник института мерзлотоведения имени А.И. Мельникова Сибирского отделения РАН и начальник станции мерзлотоведения в г. Магадане Сергей Гулый, в борьбе с гололедом коммунальные службы города зашли в тупик. Потому что соль и песок - средства, которые начали практиковать еще в начале прошлого века - гораздо менее эффективны, нежели современные реагенты.

Спорна и экологическая чистота этих старомодных средств. Соль, обладающая свойством моментально расплавлять лед, также имеет способность разъедать все, что с ней соприкасается. Поборники экологии, кроме того, уверяют: соли попадают в почву и наносят вред растениям.
Песок тоже не всем хорош - он забивает водостоки и дает огромные залежи грязи, и вместе с обувью она заносится в наши дома и офисы. За зиму на улицы города коммунальщики вываливают около 5 тысяч кубов песка, а по весне грязное месиво из песка и снега выгребают тысячами тонн!
Зато «Бионорд» чист как слеза - грязь он не разводит. А вред экологии, уверен Сергей Гулый, можно свести к нулю, если делать все по уму и соблюдать пропорции. Сам он до недавнего времени был противником «Бионорда», но участие во Всемирном форуме снега в Новосибирске, где разные страны обсуждали вопросы создания комфортных условий в северных регионах, изменило его позицию. Оказалось, что подобные «Бионорду» реагенты используют и многие российские регионы, и многие европейцы, а ведь на экологии они помешаны.

Большую эффективность «Бионорда» против песка и соли подтверждает и А. Малашевский, и другие официальные лица. «Бионорд» очень эффективен, - говорит директор КЗХ Алексей Гаврилов. И если в разумных дозах его использовать, вреда не будет. Я по «Бионорду» в туфлях ходил, и ничего им не было. Но народ боится».

«Мнение народное» имеет, очевидно, силу закона, но попробовать переубедить людей, полагает С. Гулый, стоит. «А то получается, что здоровье животных важнее здоровья человека. Руки-ноги пусть будут биты, лишь бы лапки собачек не пострадали, - замечает он.

Мраморные дорожки

Горой С. Гулый стоит и за механический способ расчистки дорог от льда и снега. Такой способ в большом почете в Финляндии. «Финны тоже используют химические реагенты, но больше задействуют специальную технику, - рассказывает начальник мерзлотной станции. - Полностью снег с дорог они не убирают, оставляют небольшой слой, а потом регулярно подрезают и подчищают, потому что от натаптывания он становится скользким. В Магадане такой техники нет, хотя, конечно, она очень дорогая. Автопарк у нас старый, прошлый век».

«Техника у нас разная, - возражает А. Гаврилов, - есть старая, есть новая. Но такой у нас, действительно, нет. И дело не в дороговизне, а в сложившейся застройке. По нормативам, складирование снега на тротуарах допускается, но при этом проход должен оставаться не менее 3 метров, а наши тротуары шириной всего 2,2 метра. Они очень узкие, еще и заборчики повсюду понатыканы. Куда снег сгребать?»

А может, стоит перейти на мраморную и гранитную крошку? Это самое что ни на есть противогололедное средство! И очень эффективное - сцепление на льду гарантировано стопроцентное. Скандинавские страны, например, применяют его с охотой.

«Давайте лучше сразу перейдем на золотые слитки, - иронизирует Алексей Гаврилов, - они обойдутся чуть дешевле. Нет, мраморная крошка - не вариант, это очень дорого». Есть у этого чудо-материала и другой минус - как и песок, мраморная крошка забивает по весне ливневую канализацию, коммунальщики чистить ее замучаются.

А как у них?

Давайте теперь посмотрим чуть пристальнее, как защищается от гололеда старушка Европа. О пристрастии к мраморной крошке мы уже сказали. В той же Финляндии ее весной собирают специальной техникой, похожей на пылесосы, моют, а следующей зимой используют снова. Большая часть Европы, как и Магадан, солит дороги с песком, некоторые концентрированными водными растворами соли. Или с малым количеством песка, замещая его водой.
Норвегия пошла другим путем - там тротуары подогреваются. В этой стране теплокоммуникации прокладываются прямо под пешеходными дорожками и автомагистралями, а потому ни снег, ни лед на них не задерживается, а тает. Кроме того, норвежские ученые после многочисленных экспериментов пришли к выводу: для того, чтобы на дороге дольше не появлялся лед, ее надо поливать горячей водой с песком. Песок смешивается с водой, нагретой до 95 градусов, а затем раскидывается по дороге. Горячая вода мгновенно подтапливает лед, что позволяет песчинкам проникать до асфальта. А когда через минуту дорога снова замерзает, на ней образуется корка, похожая на наждачную бумагу.

В Австрии и Швейцарии порой применяют реагенты типа хлористого кальция и магния, а также смесь песка и мелкого щебня.

Интересное изобретение было сделано в Венгрии. Один химик обратил внимание на пруд возле завода по выпуску водки: водоем, куда сбрасывали «ненужные остатки», зимой не замерзал. Тогда-то химика и осенило: чтобы сделать лед более податливым, его нужно не только посолить, но и «подпоить» сиропом. В США нашлись последователи ученого - в некоторых местах для борьбы с гололедом используют отходы ликеро-водочного производства.

А что у нас?

В Магадане, впрочем, сейчас такая погода, что ни сироп, ни мраморная крошка не помогут. Какое мощное средство ни используй, толку не будет.

«Тротуары мы посыпаем, - говорит директор КЗХ Алексей Гаврилов, - но эффект нулевой. Потому что тепло. Лед подтаивает, образуется каша. На 1 сантиметр посыпанного льда мы получаем 10 см рыхлого снега. Кашу мы убираем, а она опять лезет. Ударил бы мороз градусов в 7 хотя бы, было бы проще намного». Также он добавил, что накрытый свежим снегом лед противогололедной посыпкой не достать - надо сначала снег расчистить.
Но с расчисткой как раз большие сложности. Коммунальщики везде не поспевают, а управляющие компании, обязанные разгребать дворы, и в ус не дуют. Бездействуют и многие предприятия и организации, хотя тоже обязаны расчищать прилегающие территории. Но если возлагать все упование лишь на коммунальщиков, уверен А. Гаврилов, из снежного и ледяного плена нам еще долго не выбраться. Давайте же последуем примеру северного Китая, где на борьбу с последствиями циклона вышли все от мала до велика, включая армию и полицию. И снег убрали всего за два дня.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Автор:  Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ "Вести города М"









Колымские колонки