Больные ждут, и мы идем


В августе этого года магаданская городская поликлиника № 1 отметила юбилей – 80 лет. Среди работников больницы много людей, кто отдал этому учреждению 30, 40 лет и даже больше.

В их числе – участковая медсестра Раиса Ильинична Зорькина, она мать двоих взрослых уже детей и бабушка. Недавно была награждена благодарственным письмом мэрии Магадана – за выслугу лет и преданность своему делу.

Раиса Ильинична родилась в Магадане. После школы, в 1970-м году поступила в Магаданское медицинское училище, на фельдшерское отделение. После, по распределению, пошла работать в только что открывшийся Противосиликозный диспансер. Через два года устроилась в 1-ю городскую поликлинику медсестрой на тринадцатый участок. И уже около сорока лет работает здесь, на одном месте. И тридцать из них – в тандеме с одним и тем же врачом – Тамарой Михайловной Лукаш.

О том, в чем секрет такого постоянства, о профессии и ее «подводных камнях» я побеседовала с Раисой Зорькиной.

- Раиса Ильинична, как вы пришли в медицину, пошли по стопам родственников?

- Нет, у меня из медработников никого нет. Папа был строителем – он строил наш город, почти все дома в центре Магадана, а мама всю жизнь проработала в домоуправлении. И родители у меня были такие, что работали на одном месте много лет, и можно сказать, такое постоянство у нас – наследственное.
А получилось так. Мы с подругой Светой Глущак, когда еще учились в школе, занимались в кружке «Юный медик». Там мы оказывали первую медицинскую помощь, принимали активное участие во всех мероприятиях, нам все было безумно интересно. Постоянно проводили время в школьном медпункте; помню, там работала фельдшер Анна Кузьминична – мы часто беседовали с ней, расспрашивали о профессии. Так, после школы решили поступить в медицинское училище. И поступили, учились хорошо, государственные экзамены сдали на «отлично». Жалею только, что не пошла учиться на врача. Для того чтобы получить высшее образование, нужно было ехать в Хабаровск или Владивосток, а муж мой был против, да и самой не хотелось уезжать из Магадана. Так и получилось, что врачом не стала, хотя потенциал был. Нам даже педагоги в училище говорили, что такие старательные девочки как мы, обязательно должны поступить в университет. Но вышло так, как вышло. А Светлана Борисовна – моя подруга – сейчас работает старшей медсестрой областной поликлиники.

После Противосиликозного диспансера я пришла в первую поликлинику. Здесь мне больше нравился график работы, более удобный для семейного человека – без ночных смен, и внеплановых дежурств. Работала сначала с врачом Любовью Ивановной Раджук – она вскоре уехала на Украину. Ее сменил другой врач – Эмилия Федоровна Шинкаренко. Но тоже недолго проработала. А потом на участок пришла Тамара Михайловна Лукаш, с ней мы по сей день.

Я какое-то время пробовала работать старшей медсестрой, но вскоре поняла, что это не мое, не могу я отвечать за всех. Потом вновь пришла на свой участок, правда, пришлось заново зарабатывать «участковость», которую сняли с меня из-за перехода. В 83 м получила первую категорию, а пять лет назад – высшую.

- Помните свои первые годы работы медицинской сестрой?

- Ой, раньше было все намного сложнее, чем сейчас. Участки у нас были очень большие – по три с половиной тысячи человек. Под моим контролем был весь частный сектор – улицы Потапова, Вторая Загородная, представляете? И я обходила всех, уже вечером, после работы. Каждого знала в лицо. Порой было страшно, темно, холодно. Собаки прыгали на заборы.

Процедур у меня всегда было очень много. Раньше носила с собой такой большой стерилизатор со стеклянными шприцами (это сейчас они стали легенькими – положил в сумочку и пошел). И падала столько раз… Очень тяжело было работать. Вот как сейчас и как раньше – нет никакого сравнения. Численность участка сократилась с трех с половиной тысяч до тысячи восьмисот человек. И частный сектор отделили от нас, теперь мы обслуживаем дома в центре города. Единственное, что стало хуже – появилось огромное количество бумажной работы. В то время мы просто вкратце записывали фамилию больного, диагноз. А сейчас пишем, пишем… Пишем постоянно. В то время как на одного пациента дается всего 12 минут – и времени на осмотр практически не остается. А зимой, когда приходят бабушки, дедушки! Они пока разденутся, чтобы их врач осмотрел – кофточки, платьица, штанишек целая куча – вот уже и прошли положенные минуты. Очередь собирается в коридоре, люди начинают возмущаться. Конечно, очень переживаем, и как всем объяснить, что мы-то и не виноваты, мы же не сидим, чай не пьем. Если с одним больным мы можем уложиться в 12 минут, то на второго уйдут все сорок. Вот вчера у нас был мужчина; мы его послали на кардиограмму, а она оказалась плохой – больной к нам опять вернулся, и так возвращался три раза. Весь прием застопорился. Конечно, этого времени очень мало, чтобы осмотреть пациента, послушать его, расспросить обо всем, на что он жалуется; назначить обследование или лечение расписать. Думаю, эти нормативы должны быть пересмотрены.

- Раиса Ильинична, как складываются ваши отношения с пациентами?

- Очень хорошо. За все время работы, у меня никогда не было ни одного конфликта с больными. Я всегда пытаюсь поставить себя на их место. И обращаюсь к ним так, как я бы хотела, чтобы обращались со мной, если бы я, например, пришла в поликлинику или в какое-нибудь другое учреждение. Все мы – люди, и должны друг к другу относиться по-человечески, с душой.

- А с вашим врачом? За столько лет вы уже, наверное, стали как родные?

- Совершенно точно. Мы работаем с Тамарой Михайловной Лукаш с 78-го года. У нас нет ни одного участка, на котором врач и медсестра работали бы столько лет вместе. И, пожалуй, не только в нашей поликлинике. Нас в коллективе уже как-то соединили, и воспринимают как нечто целое. Иногда то, что планировалось, например, сказать врачу, говорят мне: «Почему ваш врач написала то-то». Так же и ей: «Почему ваша медсестра сделала это». Мы даже вместе уходим в отпуск, и возвращаемся в одно и то же время, потому что я не хочу работать с другим врачом, а она – с другой сестрой. Нет, все врачи и сестры очень хорошие, но у нас с Тамарой Михайловной своя, отлаженная годами система работы. Мы понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. Вот она посмотрела на меня, и я уже знаю, что хочет мне сказать. Как обычно происходит: врач осматривает больного, записывает назначения, затем он быстренько пересаживается ко мне, и я уже подробно начинаю ему разъяснять, что и как.

Работа, конечно, очень напряженная. На разговоры, чай времени просто нет. Отвлечься нельзя ни на одну минуту. Отвлечешься – напишешь не ту фамилию в направлении или еще что-то. Надо постоянно быть собранным.

Вот мы заканчиваем прием, и бежим на участок. А там очаги, вызова, прививки. В любую погоду ходим пешком. Дождь ли, пурга… Больные ждут, и мы идем.

- Раиса Ильинична, вот, учитывая сложность профессии еще и в этом аспекте, наверняка были какие то неординарные случаи?

- Да чего только не было! Попала как-то раз в квартиру наркоманов – пришла после работы на очаг по острой кишечной инфекции, переписать контактных, а там компания в невменяемом состоянии. Была на вызове у больного с белой горячкой: вроде солидный человек, с радикулитом, но вел себя совершенно неадекватно: скакал по кроватям, такой дебош устроил. У нас даже были случаи, когда участковых медсестер закрывали в квартире. Бывало, собаки кусали: к нам только пришла врач, проработала несколько дней, отправилась на участок, стала осматривать пациента. Хозяйский пес взял и прокусил ей руку.

Сейчас такое время, что по квартирам ходить просто страшно, особенно вечерами. Скорая помощь ездит бригадами, а мы – поодиночке ходим. Часто света в подъездах нет. Одна наша врач вообще как-то раз перепутала дверь в подъезд с соседней – ведущей в подвал. Падает вниз по ступенькам, ломает себе ногу, выбивает зуб. Так что эта работа еще и опасная.

- Про коллектив расскажите, пожалуйста.

- Коллектив у нас очень хороший. Честно скажу: мне часто поступали предложения перейти в какие-то другие поликлиники. И все, что меня удерживало – наш дружный коллектив. Это так важно, когда ты идешь на работу с удовольствием, и отношения с коллегами хорошие, дружественные. Когда наоборот – и более высокая зарплата будет не в радость.

В последнее время многие уехали от нас на материк, на постоянное место жительства. Некоторые доктора, медсестры, к сожалению, ушли из жизни. Но приходят новые люди, тоже очень хорошие, и как-то быстро вливаются в коллектив. А в основном у нас, в терапии, работают врачи старшего пенсионного возраста. И вот буквально за последние два года, пришли три молодых врача. Вообще, молодежь на участки работать не особо идет, тем более что сейчас множество частных клиник открылось. Либо придут, поработают немного, и все равно уходят.

Особо хотелось бы отметить «ветеранов» поликлиники: Анна Шевырева – старшая медсестра, у которой я училась когда-то, когда пришла сюда совсем молодой девчонкой. Я ходила за ней по пятам, записывала все, что она говорит. Отчеты ходила писать к ней домой – она так кропотливо со мной занималась, все объясняла, «по полочкам» раскладывала. Сейчас Анна Александровна работает в инфекционном кабинете – потрясающий человек, огромной души. Мария Горак в кабинете ЭКГ работает очень много лет; Татьяна Тарасенко в лаборатории, медсестры Елена Дашкевич, Людмила Ушакова из хирургического отделения. Участковые врачи: Тамара Лукаш, Наталья Рыдченко, Елена Тромбачева.

- Что бы вы хотели пожелать себе, своим коллегам в юбилей больницы?

- Самое главное – здоровья. И сил, и крепких нервов. Успехов в работе и благополучия в семьях.

Беседу провела Анна СЕРГЕЕВА
"Вечерний Магадан"









Колымские колонки