«Доктор едет, едет...»


«Скорую, скорую!», - восклицаем мы, когда становится ясно, что с нашим здоровьем или здоровьем близких что-то не так.

И, набирая заветный номер «03», мы надеемся на врачей, полагаясь на них, как на волшебников, ведь их трудная и сложная работа зачастую связана с реальным спасением жизни. Но нельзя забывать, что работники «Скорой помощи» - прежде всего люди.

Станция спасения
Честно говоря, именно так хочется назвать Магаданскую Станцию скорой медицинской помощи. Возможно, это прозвучит немного патетично, но когда представляешь всю ту огромную работу, которую проводят сотрудники «Скорой», то кажется, громкие слова не лишни.

Первая магаданская «Скорая» появилась в 1939 году. Распоряжением начальника Санитарного управления памятного треста «Дальстрой» было утверждено первое штатное расписание «Скорой помощи», которое состояло из одной должности лекпома, шофера и двух санитаров. Первое время к больным или на место несчастного случая медработники выезжали на лошади, позже была выделена машина, знаменитая «полуторка».
Сегодня Станция скорой медицинской помощи включает в себя центральную станцию и подстанцию в поселке Сокол и оказывает помощь населению города и близлежащих районов численностью около 107 тысяч человек. Радиус выезда составляет 60 километров, ежегодно бригады выполняют более 32 тысяч вызовов.

Приказ только для нас

Когда эта статья только задумывалась, то планировалась она о грядущих изменениях правил госпитализации в связи с приказом Министерства здравоохранения «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи». В том числе в этом приказе установлен перечень заболеваний и травм, при которых «Скорая» оказывает помощь. А причиной выбора именно этой темы стало нашумевшая история россиянки, муж которой из-за нелепых действий участкового врача и сотрудников «Скорой» лишился части ноги.

Однако, позвонив в наше отделение Станции скорой помощи, «ВгМ» выяснили, что приказ утвержден лишь для регламентирования работы медицинской службы и жителей не коснется.

- «Скорая помощь» как выезжала к тем, кто в ней нуждается, так и будет выезжать, - рассказала «ВгМ» главный врач МОГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Екатерина Федерко, - ведь только на месте врач может понять, нужна ли экстренная госпитализация. Хотя, конечно, бывает довольно много случаев, когда бригады приезжают зря. К примеру, многие граждане вызывают помощь к пьяному, которого заметили лежащим на дороге. А пока «скорая» едет, он протрезвеет и уходит, в то время как медработники ищут его по окрестностям.

Много случаев вызова к пьющим и алкоголикам, жалующихся на проблемы со здоровьем. Но и тут необходимо разделять, алкоголизм сам по себе - не повод вызова помощи, но боли в сердце, даже в алкогольном дурмане, - повод. Поэтому едем и забираем.

Иногда «Скорую» вызывают вместо полиции для того, чтобы успокоить пьяного сожителя или мужа. Часто люди злоупотребляют вызовом по легким поводам, не требующим срочного вмешательства. Человек порезал палец и, вместо того, чтобы обработать ранку йодом и перевязать, вызывает бригаду. Или у кого-то обострится радикулит или хондроз, и люди набирают «03», хотя достаточно принять обезболивающее.

Позвонив в службу «Скорой помощи», в первую очередь человек разговаривает с фельдшером-диспетчером, который и определяет срочность вызова.

Может он и отказать в вызове, если повод пустячный или человек сильно пьян. В этом случае дежурный дает устную консультацию о том, что нужно сделать или какие препараты принять. Но любые сомнения врача трактуются в пользу больного, поэтому реагировать мы обязаны. При этом детям почти никогда не отказываем и приезжаем почти всегда. Нужно понять, что мы прежде всего люди, не волшебники. За сутки к нам поступает 120-130 вызовов, с которыми работает 8-9 бригад в городе и одна в Соколе.

Между тем, многие, кто возвращается из отпусков и центральной России, рассказывает о том, что в некоторых городах «Скорая» отказывается приезжать к пожилым людям или в труднодоступные места. Грустно слышать такое о наших коллегах, но приходится признать, что подобное случается. Между тем, у нас никакого возрастного и иного разделения нет, и единственный фактор, которым мы руководствуемся, - повод для вызова.

С введением вышеописанного приказа работа «Скорой» не изменится. И, позвонив 03, любой человек может рассчитывать на медицинскую помощь в любом ее виде: от консультативной взаимопомощи до выезда и госпитализации. Причем приезд врача в трудную минуту осуществляется всегда бесплатно и не зависит от того, есть ли у человека страховой полис, регистрация, гражданство. Прежде всего мы едем к человеку, независимо от его национальности, социального статуса, россиянин он или иностранец (а были и такие случаи).

Николай АНДРЕЕВ

При вызове «Скорой помощи» есть определенный свод правил, который необходимо принять к сведению. Его соблюдение позволяет минимизировать непонимание между больным и медработником.

1. Человек, вызывающий «Скорую медицинскую помощь», должен четко, коротко, без пререканий, отвечать на вопросы диспетчера. (Что заставило вызвать «Скорую помощь»? Что и когда случилось? Какие у пациента жалобы? Куда вызывается бригада? Кому? Кто делает вызов и с какого телефона?)
Кроме того, фельдшер-диспетчер может дополнительно спросить о наличии хронических заболеваний пациента, о принятых лекарствах и т. п. Помните, чем больше информации у диспетчера, тем быстрее и правильнее будет принято нужное решение! Если о заболевшем или пострадавшем ничего не известно, спокойно скажите об этом диспетчеру.

2. Приняв вызов, диспетчер определяет категорию его срочности. При массовых поступлениях экстренных вызовов выполнение неэкстренных может быть отсрочено.

3. Человек, вызывающий «Скорую помощь», по возможности должен встретить бригаду у дома, сократив тем самым бригаде время поиска места нахождения пациента.

4. При ожидании бригады «Скорой помощи» подготовьте все необходимое для их работы. Являясь службой экстренного реагирования, медработники «Скорой помощи» обувь на вызовах не снимают, на обувь бахилы не одевают. Приготовьте документ, удостоверяющий личность, и страховой медицинский полис. Особенно ценными для врача будут медицинские документы пациента, электрокардиограммы, принимаемые медикаменты.
Выключите телевизор, радиоаппаратуру, шумную бытовую технику, позаботьтесь о достаточном освещении комнаты (раздвиньте шторы, включите свет). Необходимо, чтобы в квартире подход для осмотра больного был свободен. Если есть домашние животные, то обязательно их изолируйте в другом помещении, даже если это добродушная болонка, которая «не кусается».

Не корректно выстраиваться всей семьей для наблюдения за работой бригады. Лучше оставить больного наедине с доктором или, если пациент не возражает, в присутствии одного, наиболее близкого человека.

Если больной (пострадавший) принимал алкоголь незадолго до осмотра врача, обязательно сообщите об этом и не занижайте принятую дозу. Употребление алкоголя - не повод для отказа в оказании медицинской помощи, но он может существенно менять реальную клиническую картину заболевания, а сочетание некоторых лекарственных препаратов с алкоголем крайне опасно.

Если предложена госпитализация, нужно не терять время и как можно быстрее собрать больного. Если необходима транспортировка на носилках, помогите медикам организовать ее, так как большинство работников бригад «Скорой помощи» - женщины.

5. «Скорая медицинская помощь» не предназначена для выездов при: повышенной температуре с простудными явлениями (кроме детей младшего возраста); обострении хронических заболеваний (без симптомов неотложного состояния); зубной боли; боли в суставах (без травмы); кожно-венерических заболеваниях; неврастении; злоупотреблении алкоголем (запой, абстиненция); поверхностных травмах без выраженного кровотечения и нарушения функций и др.

6. Врачи «Скорой медицинской помощи» могут только облегчить состояние больного, ликвидировать симптомы неотложного состояния и, при наличии показаний, доставить его для лечения в стационар. Если пациент оставлен дома, то в ближайший рабочий день районной поликлиники он обязан обратиться к участковому врачу или педиатру (или вызвать на дом).

К сожалению, не решает «Скорая помощь» и социальные проблемы одиноких престарелых граждан, лиц без определенного места жительства. Бригада «Скорой медицинской помощи» не помещает их в интернаты, не прикрепляет социальных работников.

Для одних звонок в «Скорую» - надежда на чудо, для других - помощь в ситуации, с которой своими силами справиться невозможно, для третьих поводом для вызова врача служит «муха», превращенная нашей фантазией в «слона». И для нас человек в халате - прежде всего врач, который приедет, поможет, снимет боль или отвезет туда, где здоровьем займутся всерьез. А еще, если случай экстренный, можно быть уверенным, что он приедет всегда, неважно, хороший вы или не очень, богатый или еле сводите концы с концами, сильный или слабый. Главное - не забывайте сказать: «Спасибо».

Жалобы, претензии, пожелания и предложения по улучшению качества работы «Скорой помощи» можно сообщить старшему врачу круглосуточно по телефону 63-11-25.

Автор:  Николай АНДРЕЕВ "Вести города М"