Все начинается с «нуля»


В Магадане появится обелиск нулевому километру. Изначально градостроители планировали осуществить проект в следующем году - к юбилею Магадана.

Но, возможно, город им обзаведется намного раньше. Интересно, как будет выглядеть обелиск и где его установят?

В поисках нуля

Где лежит точка отсчета? Это один из самых спорных вопросов, ответа на который простые магаданцы не знают. Одни уверены, что отсчет трассы начинается от телевышки, другие считают, что километраж отматывается от морпорта - первых ворот Магадана. Третьи же полагают, что он ведется от автовокзала.
Впрочем, откуда вести отсчет, теперь не скажут и сами градостроители. Тем более что за годы и привязка к относительно важным объектам Магадана изменилась. А исторический отсчет давно лишился связи с настоящим.

«Опросив несколько сотен горожан, мы подсчитали, что всего три процента (!) респондентов знают, что началом трассы традиционно следует считать территорию здания почтамта, - отметил автор одного из проектов нулевого километра Александр Проскурин. - Но возникает вопрос: у какого? Ведь когда начиналось ее строительство и дальнейшая нарезка на километраж, то здание магаданского почтамта находилось вовсе не там, где сейчас. Если исключить временно построенный почтовый пункт в начале теперешней улицы Пушкина, то официальное первое здание Магаданского почтамта находилось на перекрестке улиц Ленина и Пролетарской. И именно от этого перекрестка и следует начинать считать километраж Колымской трассы».

По версии заместителя мэра Юрия Казетова, место нулевого километра в большей степени определяет удобство и комфорт, чем история. Например, ставить обелиск возле телевышки по меньшей мере глупо: и видно его будет плохо, и облик основного символа Магадана будет испорчен. Металлическая башня весьма самодостаточна, чтобы к ней рядом что-то лепить. В-третьих, как подойти к этому обелиску? Ведь изначально, когда проект только появился, городские власти ставили перед собой весьма простую задачу: новый символ колымской столицы должен быть досягаем, на его фоне горожане и туристы должны фотографироваться без каких-либо помех.

Всем этим требованиям (с учетом некой историчности) соответствует территория возле Магаданской площади.

Разный и неповторимый

На сегодняшний день существует три проекта нулевого километра. Один из них представляет собой стелу с объемными фигурами основных обитателей северной фауны. Другой - «побогаче», хотя и вышел из-под руки все того же автора Юрия Руденко. Он предложил установить своеобразный дорожный указатель, свойственный больше старой Европе. Выглядит он как флюгер на небольшом постаменте. Сам флюгер предположительно из черного металла, а элементы декора - из меди. На нем будут фигуры лося, оленя, медведя, лисы и волка. Чуть ниже - кованые лосось, камбала, краб и палтус. В общем, строго, но со вкусом.

Журналист Александр Проскурин, фотограф Сергей Глухота и директор ООО «СтройГарант» Олег Женов предлагают установить верстовой столб с ушанкой зэка на верхушке и картой области на фасаде здания Ростелекома. Авторы уверены: несмотря на ребрендинг Магадана, Колымы и попытку найти новые символы для нашего края, забывать о лагерном прошлом все-таки нельзя. Ведь трассу в основном строили зэки.

Новый бренд

Как ни странно, идея увековечивания точки отсчета Колымской трассы затронула многих, как действующих, так и бывших магаданцев.
«В течение недели на свою электронную почту я получил десятки очень приятных и теплых писем, - рассказал Александр Проскурин. - И не только от жителей области. Пишут наши бывшие земляки-колымчане, переехавшие на материк. География переписки широка - Черновцы (Украина), Белгород, Брянская область, Санкт-Петербург, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток…»

В ближайшие дни после публикации этого материала будет определен состав конкурсной комиссии, которой и предстоит выбрать наиболее подходящий Магадану проект нулевого километра. Будет ли его работа сопровождаться общественным голосованием - неизвестно.
Впрочем, практика уже доказала, что не всегда его итоги объективны. Например, так было с новой площадью возле «Мегамага». Напомним, среди названий предлагалось целое множество. Максимальное число голосов набрали «Площадь Белых ночей» и «Магаданская площадь». Победило, конечно, «самое оригинальное».

Как избежать перетягивания оделяла в пользу того или иного проекта и обеспечить достоверность опроса мнений, городским властям еще предстоит подумать. Не исключено, что при анализе проектов появятся новые идеи, а их обсуждение вынесут на общественные слушания.
Впрочем, уже сейчас вы можете посмотреть на основные варианты обелиска и определить, какой вам по душе.

«Бренд Магадана строится из двух составляющих: того, как его воспринимают туристы, и того, как мы сами оцениваем свой город, чем дорожим. И знак нулевого километра - всего лишь деталь единого целого. И чего достоин Магадан - на самом деле решать горожанам, - пояснил Юрий Казетов. - Мы только выстраиваем современное лицо города. И наша задача - сделать это максимально грамотно».

А как у них?

Отметки нулевого километра есть во многих городах России и других стран. Выглядят они по-разному. Где-то это красивая мозаика, где-то - целая скульптурная композиция. Скромненько и со вкусом оформлена точка отсчета всех федеральных автодорог России. Неподалеку от южной части Собора Парижской Богоматери нулевой километр также выложен в виде мозаики.

Начало всех дорог в Республике Беларусь отсчитывается с 1998 года не от Главпочтамта, а вот от этого гранитного памятного знака «Нулевой километр» на Октябрьской площади в Минске. На бронзовой отмостке вокруг знака указаны расстояния до всех белорусских городов и местечек, а шрифтом побольше - до столиц сопредельных государств. Камень, кстати, вытесан в Португалии, ближе не нашли.
В одних городах России пошли по плоскостному пути, в других - устанавливают скульптурные композиции.

Лидия ДЛИННЫХ

Автор:  Лидия ДЛИННЫХ "Вести города М"









Колымские колонки