Мэр по КОНТРАКТУ?


В минувшую пятницу состоялось очередное заседание общественной палаты областного центра, которая в числе других рассмотрела вопрос о внесении изменений в Устав г. Магадана

При двух воздержавшихся палата приняла решение обратиться с предложением в городскую Думу внести изменения в Устав областного центра. О чем идет речь? Разъяснение дает председатель общественной палаты г. Магадана Олег Дудник:

- Общественная палата г. Магадана работает второй срок. За это время мы реализовали немало социально значимых проектов, мероприятий, рассматривали и принимали решения по важным общественно значимым вопросам. Всегда при этом члены палаты работали напрямую с горожанами. Сейчас остановлюсь на высказываемых претензиях горожан в социально-политическом аспекте. Что людей не устраивает на протяжении многих лет? Имеющаяся система муниципального устройства далеко не идеальна, ее недостатки очевидны.

Недоверие граждан к институту выборов выражается прежде всего в крайне невысокой явке избирателей - люди голосуют "ногами". А ведь обеспечение возможности голосовать каждому избирателю стоит денег, и немалых. Явка избирателей на муниципальных выборах традиционно составляет менее трети избирателей. То есть две трети вообще не пользуются своим избирательным правом!

И, наконец, о реальном, а не декларативном контроле над мэром со стороны избирателей.

Действующая в настоящее время процедура отзыва мэра населением практически не реализуема. Настоящая демократия - это не ситуация базарной площади, где чем громче крикнешь - тем больше власти, а система сдержек и противовесов, баланса сил и интересов всех субъектов местного сообщества.
Все указанные моменты обсуждаются, конечно, давно, и не только в нашем городе. Давайте обратимся к опыту решения подобных вопросов в других российских городах.

Федеральный закон № 131 об основах местного самоуправления предлагает многовариантный подход к муниципальному устройству. Федеральный законодатель предлагает самим муниципалитетам выбирать, какая из трех моделей формирования муниципальной власти наиболее подходит: выборы мэра прямым голосованием (модель "сильный мэр - слабый совет"), выборы главы муниципалитета городской Думой из числа депутатов и третья, на наш взгляд, наиболее приемлемая модель федерального закона - разделение политической и хозяйственной функции в местном самоуправлении. Глава муниципального образования - фигура политическая, избирается Думой из числа депутатов (фактически это председатель Думы). А мэр, иногда еще эту позицию называют сити-менеджер, является квалифицированным управленцем городским хозяйством, назначается городской Думой.

Необходимо отметить, что данная модель избрана уже в 42 % муниципальных образований России или свыше 9000 муниципалитетов. В качестве примера можно привести такие областные центры, как Волгоград, Барнаул, Тюмень, Пермь, Курган, Орел, Кострома, Нижний Новгород, Екатеринбург, Тула, Мурманск, Норильск, Благовещенск и другие.

Опыт этих городов показывает, что дискуссия по выбору той или иной формы муниципального устройства проходит с разной степенью остроты - потому что в каждом городе есть своя специфика, возможность предусмотреть которую и учел федеральный законодатель. И в целом можно сказать, что нет и не может быть никакой предопределенности в существовании действующей модели, потому что движителями по ее трансформации выступает сама жизнь. В этом деле самое главное - быть честным с самим собой, а не жить иллюзиями.

Учитывая особенности нашего региона и изложенные аргументы, предлагаем обратиться к Магаданской городской Думе с инициативой внести поправки в Устав г. Магадана о разделении в муниципальном образовании "Город Магадан" должности и полномочий главы муниципального образования и мэра города (главы местной администрации) и переходу к модели выборности мэра Думой. Это позволит деполитизировать хозяйственное управление городом, повысить качество отбора претендентов на должность мэра, усилить его ответственность перед городской Думой, обеспечить реально действующую возможность отзыва мэра в случае серьезных нарушений. Сегодня перед мэрами стоят конкретные задачи, от грамотного и эффективного решения которых зависит жизнь горожан. И жители ждут от мэра не политической активности или реализации политических амбиций, а качественной и эффективной повседневной работы по улучшению жизни магаданцев, прежде всего в коммунальной и социальной сфере.

Антон ЗИМИН.

Автор:  Антон ЗИМИН "Магаданская правда"









Колымские колонки