«Гордый взор иноплеменный» - о Магадане и магаданцах


В последнее время в Магадан зачастили иностранные корреспонденты.
Одним из последних стал недавний визит репортера французской газеты «Le Point.» Марка Нексона.


Как прозвучало в одном из местных телесюжетов, он «готовит статью о концлагерях» (были, оказывается, на Колыме свои Освенцимы, может, и крематории были?), а заодно поведает о жизни современного Магадана. Гадать, какие впечатления отразит в своей публикации европейский гость, резона нет, но если они будут не самые для нас лицеприятные, удивляться не стоит. Во всяком случае, его недавние предшественники и собратья по перу, которых хлебосольные магаданцы привечали со всей душой, не только не оценили гостеприимства, но и всякие обидные вещи про Магадан написали.

Обломок советской эпохи?

Скажем, сотруднику французского издания «Le Figaro.» Сирилу Луи, побывавшему на Колыме этой весной, повсюду мерещились «Призраки Советов» - небольшая статья о Магадане так и называется - ее перевод по электронке одной из моих коллег прислал бывший магаданский епископ Гурий. «Магадан, бывшая столица ГУЛАГа, расположенная на восточной окраине Сибири, - пишет француз, - является свидетельством особых отношений России с коммунистическим прошлым. В Магадане, обломке советской эпохи, царит дух народа, раздавленного грузом истории». Эта раздавленность, как явствует из статьи, выражается в нашей ностальгии по советским временам, признаки которой автор усматривает в первомайских шествиях, в бюсте Берзина и даже в существовании проспекта Ленина. Современный же Магадан для него - это «большая деревня на краю света, две улицы, которые пересекаются у Полярного круга».

Дух советской эпохи в столице Колымского края ощутил и другой иностранный путешественник - итальянец Клементе Пероцца (перевод его статьи есть на сайте mrazzurro.blogspot.ca). С первых же строк он рубит с плеча: «Магадан - это не просто город, это параллельное измерение. Был основан в 1939 году, чтобы стать местом для ссылок. Таким он и остался по сей день, не хватает только ограждений».

То ли воображение у итальянца такое богатое, то ли бредней чьих наслушался. Последнее всего вероятней. Чего ждать от иноземцев, если даже наши сограждане до сих пор считают Колыму лагерной зоной? Хотя на самом-то деле наказание на Колыме сейчас отбывают исключительно лица, совершившие преступления впервые. Это свои, доморощенные зэки. Всего их около 900 человек, включая тех, что с Чукотки. Вполне очевидно, что в целом по стране, где в местах не столь отдаленных срок мотают сотни тысяч, доля колымских сидельцев ничтожно мала! Из других уголков нашей необъятной родины в Магаданскую область давным-давно никого, за редким исключением, не этапируют. Напротив, определенный контингент - лиц, судимых неоднократно, - еще и вывозят за пределы области.

Впрочем, то было лирическое отступление - а что вещает Клементе? Эх, город наш ему явно не пришелся по нраву. «Штукатурка со всех зданий отваливается кусками, на дорогах ямы по 40 см даже в центре города, все вокруг грязно и серо. Настоящими хозяевами кажутся чайки и бродячие собаки», - делится он своими впечатлениями.

Тут, наверное, он отчасти и прав, хотя краски сгустил. Грязным Магадан не назовешь, а вот серым - что есть, то есть. Уж больно много в нашем городе облезлых страшных фасадов - тоска смертная глядеть на них.

В джипах счастье?

Но дальше следуют более обидные обобщения. Они - о людях. «Чтобы жить добровольно в Магадане, я думаю, нужно или там родиться, или быть полностью разочарованным в жизни, или быть настолько ограниченным, что единственным смыслом существования считать деньги (тут перевод косноязычен). Человек с нормальным самосознанием не согласился бы жить в Магадане, даже если бы ему платили за это», - делает вывод итальянец.
Не дано, видно, понять человеку, что свой родной город можно просто любить - только за то, что он есть. Свою мысль Клементе поясняет так: «Вы бы жили в месте, где единственные качественные товары местного производства - это капуста, картошка, морковка и молоко, где понятия прекрасного не существует в помине, где самой большой радостью в жизни является покупка нового джипа?

Мне они (то есть магаданцы. - Авт.) кажутся похожими на собаку, грызущую собственный хвост. Хотя, похоже, они сами не осознают такого положения. Их образ жизни является чисто потребительским, и их это полностью устраивает».

Чья бы корова мычала, прости Господи. Про пресыщенных комфортом европейских обывателей уж тем более не скажешь, что живут они интересами исключительно духа, а не желудка…

Да и вообще, старушке ли Европе, не могущей даже со своими проблемами разобраться, учить нас уму-разуму?

Но поразительно вот что: К. Пероцца, встретивший в Магадане, как сам он пишет, «много прекрасных людей», которые ему «предлагали все», однако не нашел для этих людей в своей статье ни одного доброго слова. И счастье-то свое 90 процентов из нас меряют исключительно деньгами (эта мысль назойливо повторяется - наверно, потому мы здесь и живем, что деньги гребем лопатой), и жалости и сострадания-то мы не ведаем, и человеческого-то в нас мало заметно. Даже образованность наша странным образом сочетается в нас с духовной убогостью - парадоксальный Магадан!
Нелестное о нас мнение не смогли поколебать даже магаданцы Кирилл и Света, посвятившие иностранному гостю кучу своего времени. Каждый день, пишет автор, они возили его по всему городу вместо такси, не прося ничего взамен, открывали для него свой бар в 6 утра, чтобы он мог посмотреть матч Италия-Испания, приносили ему еду, так как обедать в забегаловках для него дороговато. И тем не менее… Русская душа так и осталась для Пероцца неразгаданной.

И это, конечно, грустно. Видать, со времен Тютчева, по слову которого «не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный», мало что изменилось. Интересно, Марк Нексон о нас тоже гадости напишет?

P.S. С иностранцев, изучающих нашу историю с наскоку, спрос все же не самый великий. Что говорить о них, если мы сами рады стараться тиражировать о трагическом прошлом Колымы всяческие ужасы? Лагеря были, бесспорно, страшным местом, но ведь и мифов вокруг них сложилось немало.
Об этом читайте в следующем номере.

Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ

Автор:  Ольга КИРИЛЛОВСКАЯ "Вести города М"









Колымские колонки