Как рыбаков «вступили» в ВТО


Михаил Котов - о том, что волнует сегодня рыбаков Северо-Востока России

Пока в правительстве определяются с дальнейшей схемой управления рыбной отраслью, рыбаки продолжают работать в заданном режиме. Промысел останавливать нельзя. Но в то же время все понимают, что откладывать принятие важнейших решений для отрасли уже невозможно.

Не дожидаясь указаний сверху, рыбопромышленники сегодня используют площадки различных общественных организаций для обсуждения возникших проблем.

На днях предложения магаданских рыбаков в этом открытом диалоге в Москве представил генеральный директор ООО «Тихрыбком», депутат Магаданской областной Думы М.Н. Котов.

- Чем более всего ныне обеспокоены рыбаки, Михаил Николаевич?

- Главной темой для обсуждения было вступление России в ВТО. Об этом мы говорили на заседании Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров - ВАРПЭ - и на последующем заседании комиссии при Российском союзе промышленников и предпринимателей - РСПП.

Наши эксперты проанализировали положение, в котором окажется рыбная отрасль после вступления страны во Всемирную торговую организацию. Выводы для нас пока только негативные.

Казалось бы, главная задача ВТО - открытие рынка для всех стран, членов этой организации - несет только благо. И, наверное, для нас было бы полезно, чтобы российская рыбная продукция поступала на рынки других государств без промедлений и на общих условиях.

Но мы и раньше торговали с другими странами. Внутренний российский рынок потребляет очень ограниченное количество нашей рыбопродукции. Порядка 60 процентов от общего улова у нас шло на экспорт. Однако обратный поток импортной рыбопродукции сдерживался с помощью государственной таможенной политики.

Теперь страна должна будет постепенно снижать ввозные таможенные платежи. И на наш рынок уже беспрепятственно хлынет огромный объем импорта. А сможем ли мы, отечественные рыбаки, конкурировать с иностранными производителями?

Ни в одной стране мира, имеющей сегодня развитую рыбную отрасль, я говорю о Норвегии, Исландии, Китае, США, Южной Корее, Японии - список можно продолжать, - не относятся к своим рыбакам так, как в России.

У наших конкурентов нет таких сборов за пользование водными биоресурсами, таких налогов, таких вывозных пошлин, как у нас. Любой успешный рыбопромышленник в этих странах вполне может взять долгосрочный кредит под 3 процента годовых - у нас от 12 до 15.

Более того, государства заботятся о рыбаках, компенсируя им рост стоимости топлива, затраты на транспортные перевозки. Да и сами современные суда у них работают с большей эффективностью, потребляя минимум топлива и выпуская более разнообразную, чем у нас, продукцию. Можем ли мы надеяться на то, что в новых условиях у нас будет возможность инвестировать какие-то средства в модернизацию и обновление флота?

Иностранная рыбопродукция дешевле, следовательно, ей и отдадут предпочтение.

Поэтому на заседании РСПП, в котором участвовали представители Минфина и Минэкономразвития, мы постарались показать всю разницу в условиях работы наших рыбаков и коллег из стран - членов ВТО.

Представители ведущих министерств согласились с нашими доводами, с тем, что необходимо не откладывая вносить предложения в Правительство РФ, в Госдуму и приводить законодательство России в соответствие с законодательствами других стран. Иначе мы будем выглядеть в очень невыгодном свете.

При этом, конечно, мы получили и упрек: дорогие друзья, а о чем же вы раньше-то думали? Почему ваше Росрыболовство не обобщило раньше эти предложения и не внесло их заранее, как это было сделано ведомствами других отраслей? Ведь многие вопросы можно было предусмотреть при подписании протоколов при вступлении в ВТО.

К сожалению, ответить на этот упрек было сложно. Почему так произошло? Наверное, в первую очередь, из-за того, что нашей отраслью как-то уже традиционно управляли непрофессионалы. Наверное, этих руководителей в тот момент волновали не интересы российского бизнеса, не их защита, а нечто совсем другое…

Я много раз говорил об этом «руководстве», не хочу повторяться. Тем более что это уже ничего не изменит - время потеряно. Но проблему нужно решать.

- Определились ли в Министерстве сельского хозяйства со структурой управления отраслью, с кандидатурами руководителя агентства и заместителя министра, который будет курировать это направление?

- На момент наших заседаний такой ясности еще не было. А мы очень хотели бы донести до министра тревогу за будущее рыболовного флота и в целом отрасли, передать ему все предложения, расчеты. И сделать это необходимо как можно скорее. Ведь прежнее руководство Росрыболовства не предоставит ему ту информацию, которая объективно отразит настоящее положение отрасли.

Надеюсь, такая встреча состоится в ближайшее время. Для нас, для экономики России все это очень серьезно.

- Пока в правительстве готовятся решать глобальные задачи, промысел продолжается. Как идет рыбалка?

- Очень хорошая обстановка на промысле краба. Размерный ряд прекрасный, и уловы просто замечательные. Но из-за того, что наши ученые почему-то рекомендовали снизить уровень общего допустимого улова краба-стригуна опилио на четверть, мы сейчас будем вынуждены снять одно судно с промысла. Скорее всего, это будет СРТМк «Вилига».

Точно по тем же причинам скоро закончит освоение квот трубача и СРТМк «Александр Шалин». И у него тоже уловы стабильные, моллюск идет крупный. И мы не видим пока никаких признаков того, что промысел следует сокращать дальше, или вовсе закрывать, как наши ученые пророчили.

На вылове прибрежного минтая ситуация пока не устоялась. Это вполне может быть связано с тем, что льды как-то припозднились с таянием. Вода еще не прогрелась. Кстати, и мойва в этом году подошла на две недели позже, чем обычно, и лосось идет какими-то рывками. Хотя, думаю, то небольшое количество красной рыбы, что выделено в эту путину, мы все-таки освоим.

В Беринговом море обстановка хороша, как никогда. Наш МФТ «Морской волк» вылавливает по 90-100 тонн минтая в сутки.

Ну, а в целом, хотя мы и не достигнем того максимума, что магаданские рыбаки добыли в прошлом году, все же общие показатели существенно различаться не будут.
Николай ПАНОВСКИЙ // Колымский тракт








Колымские колонки