80 лет назад началось строительство центральной улицы Магадана - Колымского шоссе, плавно переходящей в знаменитую Колымскую автомагистраль


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. В 1932 г. началось строительство центральной улицы Магадана - Колымского шоссе, плавно переходящей в знаменитую Колымскую автомагистраль, а закончилось в 1952 г., связав Магадан и Усть-Неру (Якутия) трассой протяжённостью 1 042 километра.

В постановлениях ЦК ВКП(б) и Совета Труда и Обороны СССР настоятельно и особо указывалось на необходимость форсирования строительства дороги от бухты Нагаева к местам добычи золота. Поэтому Дальстрой наряду с разведкой недр, организацией приисков и добычей драгоценного металла сосредоточил внимание и на строительстве автодороги в районы горных управлений. При изысканиях трассы начальники полевых партий стремились обеспечить кратчайшее расстояние и одновременно максимально приблизить её к карьерам грунтов для отсыпки полотна. Это привело к тому, что все нынешние автодороги Магаданской области, как правило, проходят, следуя рельефу местности, и Колымская трасса имеет большой процент криволинейных участков. Первые километры трассы были проложены от посёлка Нагаево до речки Магаданки, уже 20 августа 1932 г. по ней прошли первые автомобили марки АМО и «Форд». К ноябрю 1933 г. строительство 200 километров дороги облегчённого типа было в основном закончено. К началу 1941 г. дорога была построена до посёлка Сусуман (650 км).

Война замедлила темпы строительства, однако в 1943 г. на Индигирке были обнаружены крупные месторождения золота, а так как Колымская трасса прилегала к этим районам, то решено было продолжить её строительство, изменив направление. Для 1943-1945 гг. наиболее характерной чертой является строительство автозимников в тех районах, где должна была проходить трасса: Дальстрой не имел достаточных средств для строительства капитальной дороги. Тяжелым испытанием для новых дорог явилось движение по ним грузовых автомобилей «Даймонд», вес которых с грузом составлял около 60 тонн. Эти автомобили разбивали дорожное полотно, разрушали мосты, построенные через колымские реки. Только в мае 1948 г. движение «Даймондов» по автотрассе прекратилось. Начиная с 1949 г. основные средства шли на строительство капитальной дороги. В 1952 г. строительство Колымской трассы было закончено в посёлке Усть-Нера в Якутии. Колымская трасса сыграла значительную роль в развитии края: именно она дала толчок к более быстрому его освоению; в связи с её постройкой были сокращены сроки ввода в действие приисков; благодаря завезенному по трассе горному оборудованию была увеличена золотодобыча; строительство трассы обогатило дорожников опытом строительства дорог на вечной мерзлоте. С 2003 г. за состояние 834 «магаданских» километров дороги отвечает ФГУ «Управление федеральных автомобильных дорог по Магаданской области Федерального дорожного агентства». На его попечении также 101 мост и 1 088 водопропускных труб. В 2007 г. на 25-м километре основной трассы был установлен мемориал магаданским дорожникам.

В центре памятника - барельеф трагически погибшего дорожника почётного гражданина Магаданской области В.А. Каликяна и надпись: «Памятью в веках об этих людях Колымы дорога пролегла». По бокам - названия предприятий с перечнем фамилий прорабов, мастеров, механизаторов, водителей. Рядом - родник, устроена площадка для отдыха и памятный крест с надписью «Дар магаданцам от дорожников». Круглогодичное транспортное сообщение между Якутском и Магаданом действовало вплоть до 1990-х гг., когда из-за прекращения финансирования не были восстановлены несколько размытых участков на территории Якутии. В 2008 г. грунтовые разрывы на участке Кюбюма-Селирикан были устранены. Торжественная церемония по открытию трассы состоялась в Оймяконском улусе Республики Саха (Якутия) на 919 километре федеральной дороги «Колыма». В честь этого события и в память строителей трассы была открыта и освящена стела-монумент «Колыма из слез восстала», посвященная узникам лагерей, построившим дорогу.

По сей день автомобильная дорога федерального значения «Колыма» обеспечивает связь Магаданской области с другими регионами России. Реконструкция и строительство дороги включены в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., утверждённую Правительством РФ в 2009 г.








Колымские колонки