Анализ статистических данных свидетельствует о незначительном уменьшении количества обращений поступивших в органы прокуратуры Магаданской области в 2011 году


МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. Несмотря на то, что в последнее время возможность получения правовой помощи и судебной защиты значительно расширилась, население по-прежнему считает прокуратуру наиболее доступной и эффективной структурой, способной квалифицированно, оперативно и, что немаловажно, бесплатно принять меры к восстановлению их нарушенных прав.

Анализ статистических данных свидетельствует о незначительном уменьшении количества обращений поступивших в органы прокуратуры Магаданской области в 2011 году (на 3,2%). Об этом сообщили РИА "КОЛЫМА-ИНФОРМ" в прокуратуре Магаданской области.

Снижению количества обращений поступивших в прокуратуру области способствовали своевременные надзорные мероприятия, проводимые планомерно по итогам аналитической работы с обращениями и итогам надзорной деятельности органов прокуратуры области, целенаправленная работа по разъяснению функций органов прокуратуры и контролирующих органов, путей и способов разрешения поднимаемых гражданами вопросов в рамках действующего законодательства.

В тоже время наблюдается незначительное увеличение числа обращений, разрешенных непосредственно органами прокуратуры. Их количество увеличилось на 3,2 % и составило 4862 против 4712 в 2010 году.

Обращает на себя внимание некоторое увеличение числа обоснованных жалоб. На 18,4 % увеличилось количество жалоб, доводы которых подтвердились (1049 против 886 в 2010 году).

По результатам разрешения жалоб и обращений, признанных обоснованными прокурорами внесено 356 представлений, принесено 116 протестов, 6 должностных лиц предостережено о недопустимости нарушения законов, направлен 406 исков в суд.

В ходе рассмотрения жалоб и обращений проводится проверка не только доводов, изложенных в них, но и анализируются причины, послужившие основанием для обращения граждан и организаций, принимаются меры к их устранению.

Например, в прокуратуру области обратилась гр-ка Г., по вопросу несанкционированного списании с ее зарплатного банковского счета, открытого в коммерческом банке ООО «Юниаструм банк», денежных средств в сумме 98353 рублей. Проведенной проверкой установлено, что банком в нарушение ст.ст. 15, 393, 856 Гражданского кодекса РФ не обеспечен возврат на счет Г. незаконно списанной неустановленным лицом денежной суммы. По указанному факту первым заместителем прокурора области управляющему банка внесено представление с требованием обеспечить возврат Г. необоснованно списанных денежных средств. Представление прокуратуры области банком отклонено.

В целях восстановления нарушенных прав Г. прокуратурой области во взаимодействии с Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области обеспечено обращение в суд с иском о взыскании с коммерческого банка «Юниаструм банк» (ООО) в пользу Г. незаконно списанной неустановленным лицом денежной суммы, а также компенсации морального вреда.

Решением Магаданского городского суда исковые требования удовлетворены, в пользу Г. с банка взыскан имущественный вред, убытки, неустойка, компенсация морального вреда, а всего 207 657,72 рублей. Кроме того, с банка взыскан штраф в размере 50% суммы, присужденной в пользу истца. Кассационная жалоба банка определением коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда оставлена без удовлетворения, решение суда - без изменения. Филиалом коммерческого банка «Юниаструм банк» (ООО) в городе Магадане судебное решение исполнено в полном объеме в добровольном порядке. Права заявительницы прокурором защищены.

Как показал анализ, доминирующая часть поступивших на рассмотрение обращений касается экономических и социальных вопросов. Из 3192 обращений по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, посту¬пивших на рассмотрение, 4-я часть обращений удовлетворена и права граждан восстановлены. Число обоснованных жалоб этой категории несколько увеличилось (на 23,4%).

В центре внимания органов прокуратуры находились вопросы защиты конституционных и социальных прав граждан. Наиболее острыми являлись проблемы несвоевременной оплаты труда, предоставление отпуска без оплаты проезда, не предоставление жилищных субсидий, проблемы оплаты за жилье и коммунальные услуги, предоставления жилищных льгот, реализация мер социальной поддержки льготных категорий граждан, в том числе инвалидов, ненадлежащего исполнения судебными приставами-исполнителями решений суда и другие.

Прокуратурой области регулярно проводятся проверки исполнения трудового законодательства на предприятиях всех форм собственности. Особое внимание уделяется проверке исполнения трудового законодательства в части своевременной выплаты заработной платы. Характерными нарушениями, выявленными при рассмотрении обращений в указанной сфере, являются и несвоевременные выплаты пособия по уходу за ребенком, отсутствие аттестации рабочих мест. При рассмотрении обращений о многочисленных фактах нарушений законодательства к проведению проверок привлекается Государственная инспекция труда по Магаданской области.

Эффективным в решении задач по восстановлению трудовых прав граждан являлось взаимодействие с органами государственной власти области и деятельность межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики.

Принимаемые меры по защите трудовых прав населения области способствовали снижению поступления обращений указанной категории. По вопросам нарушения трудового законодательства разрешено на 1,4% обращений меньше чем в прошлом году. При этом, как и в прошлом году удовлетворено каждое третье из них.

В жилищно-коммунальной сфере прокурорский надзор акцентирован на соблюдении прав граждан на бесперебойное предоставление качественных коммунальных услуг потребителям, пресечении и предупреждение незаконных действий управляющих организаций по управлению многоквартирными домами. Количество обращений разрешенных по вопросам жилищного законодательства увеличилось на 22,1%, треть из них признано обоснованными и удовлетворено.

Принимая во внимание, что последнее время соблюдается тенденция к увеличению количества обращений на действия управляющих компаний, с целью защиты жилищных прав граждан по вопросам эксплуатации жилья в первом полугодии 2011 года проведены проверки соблюдения законодательства в деятельности управляющих компаний по обслуживанию многоквартирных жилых домов, результаты рассмотрены на коллегии прокуратуры области. Аналогичные проверки запланированы и на первое полугодие 2012 года.

По вопросам охраны окружающей среды и природопользования разрешено на 31,7% меньше обращений, чем в аналогичный период прошлого года. При этом обоснованными признано каждое четвертое обращений. Поводами для обращения граждан в органы прокуратуры являлись вопросы использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, вопросы о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства и др.

На 15,3% увеличилось количество разрешенных обращений по вопросам соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, при этом удельный вес обоснованных составил 40,5%. Анализ поступивших в 2011 году обращений граждан и должностных лиц свидетельствует об имеющихся нарушениях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части обеспечения их жилой площадью, незаконных действиях органов опеки и попечительства. Характерными нарушениями, выявленными при рассмотрении обращений, являются несвоевременная выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, непринятие надлежащих мер в целях исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, соблюдения социальных и жилищных прав несовершеннолетних.

На протяжении двух лет наблюдается тенденция к снижению количества поступающих и разрешенных обращений по вопросам следствия и дознания. Это связано, прежде всего, с тем, что улучшилась эффективность надзора за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью поднадзорных органов. Помимо этого снижению количества обращений по вопросам следствия и дознания способствует разъяснительно-информационная работа, благодаря которой граждане обращаются непосредственно к руководителям следственных органов, уполномоченных рассматривать жалобы на действия следователей. В анализируемом периоде число разрешенных обращений снизилось на 0,8% (в 2010 - на 10,4%). Удельный вес удовлетворенных обращений составил 9,9%, в предыдущем году – 9,7 %. В основном, заявители обжалуют решения об отказе в возбуждении уголовного дела, волокиту при производстве расследования, незаконное привлечение к уголовной ответственности, отказ в удовлетворении ходатайств следователем, руководителем следственного подразделения, неполучение ответа по результатам проведения проверки или рассмотрения жалобы и др.. Значительное количество обращений поступает с вопросами консультативного характера по применению норм уголовного, уголовно-процессуального законодательства, а также правомерности действий сотрудников милиции.

Большое внимание в органах прокуратуры Магаданской области уделяется личному приёму граждан. В 2011 году принято более двух тысяч граждан. Лично прокурорами принято 593 человека, что составляет 27,8% от общего числа граждан, принятых на личном приеме. При этом в аппарате прокуратуры области принято 769 жителей области, т.е. 36,1% от всех принятых по области. Информация о месте, времени приема и лицах, его осуществляющих, порядке приема размещена на сайте прокуратуры области и в местных СМИ.