Пройдет ли третий вариант?


Продолжается обсуждение новой редакции проекта закона «Об образовании в Российской Федерации», в ходе которого поступают дополнения и предложения наших педагогов.

Несмотря на разные высказывания, общим мнением остается то, что новый закон необходим, с ним связаны надежды на серьезные изменения в сфере образования. В то же время его несовершенства хорошо видны педагогам. Предлагаем вашему вниманию некоторые рассуждения, прозвучавшие на областном педагогическом совещании.

Надо сказать, что сегодня идет общественное обсуждение проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» уже в третьем варианте. Магаданские педагоги активно включились в него, от них поступило свыше 150 поправок, дополнений и предложений, направленных в Министерство образования.

Его появление не случайно. Со времени последнего закона 1992 года, который тогда обеспечивал бесплатность, доступность и качество образования, жизнь в стране так изменилась, что новые положения проекта стали не только отражением реальности, но и необходимостью. Ведь сегодня поменялось все - от условий до понятий, которых раньше не было, таких, как экспериментальная, инновационная, проектная деятельность, достижения учащихся, профессиональная компетентность педагога, вопросы новой аттестации кадров, работа экспериментальных площадок, введение новых образовательных стандартов. Все это закреплено в новом законопроекте. И хотя его обсуждение длится уже несколько месяцев, поток замечаний не иссякает.

Когда главной фигурой инновационного развития становится человек с его потребностями, ценностями и интересами, принципиально важно, насколько возможно предоставить каждому в любом возрасте условия для образования и профессионального роста. У малышей должна быть возможность хорошо подготовиться к школе. Неважно, в какой форме - в детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, но дошкольное образование должно быть не просто гарантировано, но обеспечено каждому. А это значит, как считает И. В. Рязанцева из магаданского детского сада № 46, нужны меры социальной поддержки педагогических работников, в частности 100-процентная компенсация за содержание своего ребенка в детсадах. И надо сделать все для их укрепления педагогическими и медицинскими кадрами.

Школьники и студенты должны получить возможность выбора учебных курсов, формы обучения. Поэтому в тексте законопроекта предусмотрены нормы о кредитно-модульной системе организации образовательного процесса, сетевом взаимодействии учреждений образования. В то же время, по мнению начальника Управления образования мэрии города Магадана С. Л. Колмогоровой, исключена, к сожалению, такая форма обучения, как экстернат, которая дает возможность не ограничивать возраст. Подробнее она остановилась на статье 101 главы 13 законопроекта, предложив ввести нормативы для каждого уровня образования с учетом реальных затрат, независимо от количества учащихся. Это позволит изменить положение дел в отдаленных школах, укрепить материальную базу, создать равные условия обучения.

Начальник отдела прав детей Департамента образования администрации Магаданской области К. С. Пронина обратила внимание на детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение обучающихся на дому бесплатными учебниками.

Гарантия защиты и ребенка, и учителя, качественное медицинское обслуживание и достойное пенсионное обеспечение - вот что волнует сегодня многих.
- Все чаще звучит вопрос улучшения материального положения учителя, а стоит поднять вопрос повышения социального статуса педагога, - считает А. А. Кравец из Усть-Омчуга. - Учителю необходимо достойное вознаграждение за труд. Но еще более необходимо повышение общественной значимости его работы. Эта профессия должна стать и престижной, и хорошо оплачиваемой, и защищенной в правовом плане. Надо обратить внимание и на то, что в законопроекте не прописано право педагога на защиту чести и достоинства.

Педагоги потребовали сохранить статью об ответственности родителей за воспитание и преддошкольное образование детей.

Ориентация на высокий уровень образования потребует учета особенностей для разных категорий и сфер деятельности. Поэтому в предложенном законопроекте впервые говорится о возможности для вузов с особым статусом устанавливать собственные стандарты, создании системы образования для одаренных и детей с ограниченными возможностями здоровья, специфике образования в сферах искусства, культуры, медицины, обороны и безопасности.

Руководитель детского экологического центра А. И. Разливалова потребовала усилить внимание к дополнительному образованию, ведь и там немало кадровых и материальных проблем, а образовательные стандарты необходимы для всех.

- Вообще хотелось бы конкретики при обсуждении статьи 46 законопроекта, где речь идет о возмещении ущерба некачественным образованием, и повышения ответственности образовательных учреждений за неполное соответствие стандартам обучения, - заметила член Совета родителей муниципального образования «Город Магадан» О. В. Зюзина. - А еще стоит поискать положительную альтернативу Единому государственному экзамену.
Тут развернулась особенно острая дискуссия. Мнения разделились. С одной стороны, ЕГЭ имеет право оставаться как инструмент оценки знаний, с другой - нужен ли именно такой формат итоговой аттестации, ведь негативных примеров по всей России хватает. Но все противоречия разом сняла директор малокомплектной школы села Верхний Сеймчан Г. П. Резникова:

- Да, я за ЕГЭ, - заявила она, - именно он помогает детям из отдаленных сельских школ поступить в центральные вузы. Нынче две наши выпускницы успешно поступили на бюджетной основе: Наталья Ткаченко в СВГУ, а Екатерина Превыш-Квинто по целевому направлению будет обучаться в медицинском университете во Владивостоке. Но нужно провести разграничение выпускников, ведь не все сдают экзамены на пятерки, а надо, чтобы и те, кто не справился с ЕГЭ, получив справки, не оказались за чертой, а имели бы возможность получать хотя бы начальное профессиональное образование, рабочие руки всегда нужны. Тут целесообразно применить градацию: те, кто решил поступать в вузы, сдают экзамены в форме ЕГЭ, а для отстающих можно оставить традиционную форму экзамена, когда заранее им раздают билеты, и пусть в течение года готовятся к экзаменам.

Ректор Северо-Восточного государственного университета А. И. Широков подверг критике отдельные положения законопроекта, касающиеся качества обучения, принципа подушевого финансирования и других и призывал педагогов шире информировать выпускников о возможностях выбора вузов, не ограничивая их количеством предметов, ведь это дает им больше выбора в жизни.

И еще один спорный вопрос: у всех вызывает недоумение то, что начальное профессиональное образование как уровень в новом законопроекте не прописано. Выступая от имени коллег, директор профессионального училища № 7 г. Магадана Т. В. Витовтова предложила сохранить НПО как самостоятельный уровень образования и определить статус педагогов в нем, чтобы не утратить наработанного опыта, хорошей материальной базы и социальных гарантий для обучающихся. «Ведь от поддержки детей, - подчеркнула она, - особенно оказавшихся в сложной экономической ситуации, зависит много судеб».

Законопроект, конечно, содержит много новаций, начиная с терминологии, когда образовательное учреждение переименовано в образовательную организацию, с чем педагоги не согласились. Но он требует уточнений и дополнений. В итоге обсуждения, как отметил Президент России Д. А. Медведев, необходимо «выйти на сбалансированный оптимальный документ, который будет отражать представления наших людей о современном образовании - образовании XXI века».

Вера ДИДЕНКО.
"Магаданская правда"









Колымские колонки