Поставьте оценку налоговой


Помните знаменитый рекламный ролик «Заплати налоги и спи спокойно!»? Сегодня одних призывов мало - налогоплательщикам нужны более комфортные условия. И, как считает заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области Юрий Павлович ДМИТРИЕНКО, если человек хочет уплатить налоги, но ему что-то непонятно, надо сделать все, чтобы ему помочь.

- Юрий Павлович, налоговая служба меняет отношение к плательщикам. А как в таком случае будет выполняться ее основная функция - денежная, фискальная?

- Действительно, наша главная задача - стабильно обеспечивать доходы всех уровней. Однако сегодня мы пришли к пониманию того, что первостепенное значение в связи с этим приобретают вопросы построения эффективных партнерских отношений с налогоплательщиками. В первую очередь они строятся на взаимном уважении, а это лучше любых санкций будет стимулировать и юридических, и физических лиц к выполнению их гражданского долга перед государством. По словам руководителя ФНС России М. В. Мишустина, мы - сервисная компания, которая осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства.

- Что, на ваш взгляд, должно измениться в налоговой службе в связи с этим?

- Такие изменения уже происходят: Федеральной налоговой службой определены требования к внешнему виду сотрудников, правила телефонного и очного информирования, требования к ответам на письменные запросы граждан. Мы расширили временные рамки приема в инспекциях. Другое дело, что общий климат нашего общения с налогоплательщиками, конечно же, не изменится мгновенно, должно пройти какое-то время.

Кстати, и налогоплательщики могут посодействовать в ускорении этого процесса, приняв участие в интернет-анкетировании на сайте ФНС России. К сожалению, пока магаданцы не очень активны, в нашей области заполнено меньше 10 анкет, хотя о возможности поставить свою оценку налоговикам мы рассказывали и в вашей газете, и на телевидении. На самом деле идея интернет-анкетирования очень неплохая, этот сервис позволяет в режиме реального времени получать данные о том, как плательщики оценивают работу налоговых органов на местах, и своевременно реагировать на замечания.

- Насколько часто плательщики пользуются интернет-ресурсами и как расширился перечень сервисов на сайте налоговой службы?

- Порталы ФНС России и региональных налоговых управлений сегодня предлагают более 20 он-лайн-сервисов. С их помощью можно получить различные сведения из информационных ресурсов службы: узнать адрес налоговой инспекции, обратиться туда, уточнить ИНН и т. п. Основная цель внедрения справочных интернет-сервисов - обеспечение бесконтактного взаимодействия налоговиков и плательщиков.

Самой популярной, несомненно, является интернет-услуга «Личный кабинет налогоплательщика», позволяющая оперативно и бесплатно получить актуальную информацию о своей задолженности по налогу на доходы физических лиц, транспортному и земельному, налогу на имущество. Этот сервис постоянно развивается: если ранее он позволял только формировать платежный документ для оплаты задолженности через кредитное учреждение, то теперь клиенты Сбербанка России и КИВИ-банка (а в перспективе и других крупных банков) могут оплатить задолженность в безналичном порядке через Интернет.

Сейчас в отдельных регионах России опробован пилотный проект второго этапа развития услуги «Личный кабинет налогоплательщика», до конца года предполагается его реализация на всей территории страны. Тогда можно будет получать актуальную информацию не только о задолженности, но и о суммах начисленных и уплаченных платежей, объектах движимого и недвижимого имущества и полностью контролировать состояние расчетов с бюджетом. Но в этом случае доступ к сервису будет ограничиваться парой «логин - пароль».

- А как обстоят дела с электронной отчетностью?

- Преимущества системы представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) уже оценили почти 60 % работающих на территории области организаций. При этом в среднем по России этот показатель составляет 64 %, а в отдельных регионах превышает 80 %. Отстаем мы и от некоторых региональных управлений Дальнего Востока, так, например, на Чукотке и в Якутии отчетность по ТКС сдают 73 % организаций, в Амурской области - 64 %. В целом по ДВФО этот показатель составляет 62 %.

Надо сказать, что у ФНС России здесь далеко идущие планы. По словам заместителя руководителя А. С. Петрушина, планируется обеспечить возможность всем налогоплательщикам представлять регламентированную отчетность в территориальные налоговые органы по ТКС и отправлять сопроводительные документы вместе с декларацией, а также оптимизировать формы документов, в частности, унифицировать их и сократить число показателей. В ближайшее время предполагается внести в законодательство изменения, предусматривающие обязанность отчитываться по ТКС для организаций с численностью свыше 50 человек. По расчетам ФНС, к концу этого года отчитываться по каналам связи с ЭЦП будут уже 64 % организаций и 40 % индивидуальных предпринимателей, к концу 2015 года - 80 % юридических лиц и 60 % предпринимателей.

- Вы сказали, что расширились временные рамки приема в инспекциях. Они теперь действительно будут работать и по субботам?

- Да, с 18 июля изменился режим приема в налоговых органах области. Подробная информация об этом размещена на нашем сайте на страничке «Инспекции», а также на информационных стендах. Надо сказать, что в каждой инспекции прием будут вести по своим графикам, при этом все предусматривают работу дважды в неделю до 20 часов. Кроме того, две субботы в месяц налогоплательщиков будут принимать с 10 до 15 часов. Хотя, к сожалению, мы пока не сможем обеспечить такой график приема в некоторых районных центрах, где работает по одному сотруднику.

- Кстати, Юрий Павлович, раньше, если последний день срока представления отчетности совпадал с нерабочим днем, то сдать ее без штрафа можно было в понедельник. А сейчас, если последний день установленного срока выпадет на субботу, которая по графику в инспекции будет рабочей?

- Ничего не меняется. Согласно п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством выходным или нерабочим праздничным днем. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ и ст. 111 Трудового кодекса РФ общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, в налоговых органах области им является суббота.

Право руководителя налогового органа - принять решение о продлении времени приема в рабочие дни до 20 часов и в один из выходных - до 15 часов, организовав работу по сменному графику, что предусмотрено Административным регламентом ФНС России. Поэтому в соответствии с положениями п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, признаваемый законодательством, днем окончания срока представления налоговой отчетности считается ближайший следующий за ним рабочий день, в данном случае понедельник.
- Насколько много внимания уделяется повышению качества информирования налогоплательщиков?

- Это для нас один из приоритетов. Вот свежий пример. В начале августа мы принимали участие в межрегиональном семинаре-совещании, который проводила Федеральная налоговая служба в Алтайском крае. Тема: «Новые формы работы ФНС России по повышению качества информирования налогоплательщиков». В нем приняли участие заместитель губернатора Алтайского края В. Г. Притулов, представители региональных налоговых управлений 27 субъектов Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов.

Участников совещания приветствовал руководитель ФНС России М. В. Мишустин, который в своем видеообращении еще раз заострил внимание на том, что ФНС России меняет формат общения, стремясь стать по-настоящему сервисной службой, а это невозможно без работы на местах, разъяснений и выстраивания партнерских отношений с налогоплательщиками. А начальник Управления по работе с налогоплательщиками ФНС России Л. В. Катышева в своем выступлении отметила, что сегодня нам предстоит решить несколько стратегических задач: «С одной стороны, мы должны помочь нашим сотрудникам войти в нужное русло, измениться в соответствии с предъявляемыми требованиями. С другой - серьезно работать с налогоплательщиками. Сегодня каждый гражданин страны должен четко понимать, что не платить налоги стыдно! При этом он должен знать, зачем он платит и как это сделать удобно».

Выступающие на семинаре-совещании представители региональных управлений ФНС России отмечали, что мышление налогоплательщиков постоянно меняется, а время банальных промо-акций и стандартных плакатов осталось в прошлом. Необходима действенная социальная реклама, создание которой возможно лишь при понимании потребностей налогоплательщика. Происходящие сегодня в налоговой службе позитивные процессы в целом можно назвать переформатированием, однако смена общей концепции требует новых форм и методов работы.

Одним из центральных событий совещания-семинара стал конкурс социальных проектов. Свои работы по 8 различным номинациям представили 25 регионов. Среди них были как авторские коллективы налоговых органов субъектов трех федеральных округов, так и их средства массовой информации. Больше всего заявок было подано для участия в номинациях «Лучшая наружная реклама», «Лучший социальный видеоролик» и «Лучший телепроект».
- Магаданские налоговики участвовали в этом конкурсе?

- Конечно! Мы представили видеоролик «Личный кабинет налогоплательщика - кабинет вашей психологической разгрузки». Это совместный проект налоговиков и телекомпании «МТК-Видео», и, к нашей большой радости, ему присуждено второе место в номинации «Лучший социальный видеоролик». Следует отметить, что жюри было из чего выбирать: в эту номинацию на конкурс было представлено более 20 проектов. Наш видеоролик в числе первых трех примет участие также во Всероссийском конкурсе социальных проектов ФНС России «Золотое правило», его итоги подведут в октябре.
- И как же планируют помочь сотрудникам налоговых органов измениться в соответствии с современными требованиями?

- В идеале общение с посетителями должно вестись строго в соответствии с корпоративным стандартом. ФНС России планирует проводить обучение тех сотрудников, которые непосредственно общаются с налогоплательщиками. Уже в этом году в нескольких регионах России пройдут пилотные тренинги, а затем будет разработана специальная программа по обучению. Предполагает, что до конца будущего года такое обучение пройдут все сотрудники. Инспекторам предложат сценарии поведения в разных ситуациях. Неизменными должны оставаться лишь их вежливость, корректность и терпение. Девизом службы становится утверждение: «Честный налогоплательщик всегда прав».

- Спасибо, Юрий Павлович, за беседу.

Татьяна АЛЕКСАНДРОВА "Магаданская правда"