Ан-12, рухнувший в Магаданской области, был сильно изношен


Специалисты называют это главной причиной падения самолета

Сильная облачность и морось в Магадане держатся уже неделю. А позавчера область окутал особенно густой туман. Именно в такую погоду в небо поднялся старенький (аж 1963 года постройки) Ан-12 с 8 членами экипажа, одним сопровождающим и 17 тоннами продовольствия на борту. Самолет принадлежал компании «Авис-Амур» из Хабаровска и направлялся рейсом Комсомольск-на-Амуре - Кеперевеем (Чукотка). В Магадане он сел для дозаправки и потом полетел дальше, но через час командир экипажа доложил диспетчеру об утечке топлива. Почему он не стал просить разрешения на вынужденную посадку в аэропорту поселка Омсукчан (в 500 километрах от Магадана), где как раз пролетал, - еще предстоит выяснить.

- Возможно, капитан опасался, что на борту находится слишком много топлива. Ведь он взлетел всего час назад, - предполагает летчик Александр Комов. - С полным баком садиться нельзя, есть угроза взрыва горючего при посадке. Летчик посчитал, что наматывать круги над лесной полосой небезопасно, а во время возвращения самолета в Магадан можно попытаться сбить пламя. Да и топливо бы он израсходовал в нужном для посадки количестве.

Самолет стал заходить на разворот, чтобы лететь обратно, а через шесть минут на высоте 2600 метров связь с экипажем прервалась, борт исчез с экранов радаров...

- На место катастрофы сразу вылетели самолет Ан-26 и вертолет Ми-8, - рассказала сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Магаданской области Ольга Кравчук. - Но были уже сумерки, и поиски пропавшего самолета с воздуха прекратили до утра. Останки самолета до сих пор не найдены, и надежда обнаружить людей живыми по-прежнему остается.

К тому же в Магадане многие помнят счастливое спасение в подобной ситуации. Четыре года назад в такую же погоду здесь разбился вертолет, на борту которого находились три члена экипажа и четыре пассажира. Тогда шесть человек погибли, но летчик спасся.

- Аварийный маячок подал сигнал только один раз, - комментирует вчерашнее ЧП и не спешит радоваться Александр Вартеев, бортмеханик со стажем в 15 лет. - Он срабатывает в случае серьезных неисправностей на борту. Если сигнал пропал, то можно предполагать самый худший вариант. Скорее всего, самолет получил сильные повреждения при падении.

Наземная же группа продолжала поиски и ночью, хотя пробраться в район падения Ан-12 очень трудно: здесь тайга, сплошные сопки и практически нет дорог.

Еще в день падения самолета, 9 августа, на подмогу отправились отряды добровольцев - подключились и егеря, и охотники, и работники рудника «Джульетта». Потом поиски вынуждены были свернуть: вертолеты не могут вылетать в такую погоду, да и пешие поиски в кромешной темноте и тумане невозможны.

Вчера утром поиски возобновились - из поселков Сеймчан и Омсукчан вылетели два вертолета Ми-8. Из магаданского аэропорта вылетел самолет Бе-200 ЧС с пятью спасателями Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России (г. Хабаровск). Остальная группа хабаровских спасателей направилась к месту проведения поисков наземным транспортом.
Спланировано, что от «Джульетты» спасателей доставят в зону поиска воздушными судами. В поисках задействованы 123 человека и 21 единица техники.

По факту крушения возбуждено уголовное дело. Дальневосточное следственное управление на транспорте ведомства начало проверку.
Наиболее вероятной причиной трагедии стал износ Ан-12.

Максим СИТНИКОВ
(«КП»-Владивосток»),
Влад СЕРЕБРЕННИКОВ
(«КП»-Хабаровск»),
Анна САВИЦКАЯ («КП»-Магадан»).


ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Не спешите хоронить экипаж»


Елена Парфенова, рекордсменка мира по парашютной акробатике, директор Центра военно-патриотического воспитания «Взлет»:

- Мы работали с «Авис Амуром» (это последний собственник Ан-12, который приобрел самолет в прошлом году у «Атлант-Союза». - Прим. авт.). Генеральный директор Сергей Асташкин - опытный руководитель, бывший военный летчик. На моей памяти такой же Ан-12 падал в Амурской области, но экипаж сработал грамотно - все выжили. Поэтому рано хоронить ребят. Максимальная загруженность борта - 20 тонн, так что самолет не был перегружен. Посадить борт можно и на одном двигателе. Загореться же двигатель мог, если в него попала птица или от некачественного топлива.


БЕСЕДА С ЭКСПЕРТОМ

Почему летают такие «старички»?

- Этот самолет был выпущен почти полвека назад. Разрешено ли поднимать таких «старичков» в воздух?
- Самолет может летать, пока не исчерпан его календарный ресурс - то есть не прошло определенное количество лет после выпуска, либо он не налетал максимально разрешенное количество часов, либо не произвел определенное количество взлетов и посадок, - рассказал «КП» Олег Пантелеев, начальник аналитического отдела компании «Авиапорт». - Сейчас комиссии по расследованию аварии предстоит выяснить, были ли нарушены эти сроки. Бывает, что срок капитального ремонта уже подошел, а делать его - очень дорого, особенно если самолет старый. Тогда - были случаи - авиакомпании подделывают формуляры на отдельные агрегаты самолета. И тогда получается, что, например, двигатель еще не исчерпал своего межремонтного ресурса и может эксплуатироваться.

- Много в России таких старых самолетов?

- Много. Средний возраст авиационного парка - 22 - 23 года. Это на 4 - 5 лет больше, чем в Европе. С другой стороны, в Африке средний возраст парка еще выше. Проблема в другом - у нас очень старые грузовые самолеты. Те же Ан-12 до сих пор летают, потому что их просто нечем заменить. Похожий по техническим характеристикам, но более современный Ан-70 так и не дошел до серийного выпуска. Даже для Военно-воздушных сил, не говоря уже о гражданской авиации.

ДОСЬЕ «КП»

Разбившийся в Магаданской области Ан-12 (бортовой номер RA-11125) был выпущен в 1963 году на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. Считается одним из самых старых самолетов в гражданской авиации России. В последние годы находился в лизинге у хабаровской авиакомпании «Авис-Амур».

Список экипажа пропавшего самолета:

1. сопровождающий с Сахалина Немытьков Виктор Владимирович.
2. командир воздушного судна Филатов Александр Петрович, 1956 г.р.
3. второй пилот Шадрин Роман Александрович, 1977 г.р.
4. штурман Фирсов Вячеслав Александрович, 1961 г.р.
5. бортмеханик Александров Игорь Леонидович, 1954 г.р.
6. бортрадист Любимов Александр Игнатьевич, 1966 г.р.
7. бортоператор Красиков Николай Константинович, 1956 г.р.
8. авиатехник Гуров
9. авиатехник Познанский
"КП в Магадане"









Колымские колонки