Как помочь магаданской мельпомене?


Не так давно в утреннем эфире радио России в передаче «Отзвуки театра» прозвучала беседа ведущего Александра Калягина с актрисой и режиссером Анной Варпаховской. Речь шла о ГУЛАГе и Дальстрое, о трагической судьбе ее отца, режиссера Леонида Варпаховского, о счастливой встрече ее родителей на магаданских подмостках.

Рассказала Анна Леонидовна и о своей совместной работе с актерами Магаданского театра, с благодарностью вспоминала директора Владимира Барляева, предоставившего ей счастливую возможность поставить два спектакля в Магадане. О том, как привезла из Канады в Магадан и передала в подарок театру костюмы и декорации к спектаклю «Средь бела дня…» по пьесе А. Островского. Сожалела о раннем уходе из жизни народного артиста России Владимира Барляева и напомнила ведущему и радиослушателям о том, что молодой Владимир Барляев в экранизации оперетты Штрауса «Летучая мышь» озвучивал героя, которого играл в фильме Юрий Соломин. Вспоминала удивительный голос Барляева. Говорила с ведущим о превратностях актерской жизни. И было в этой беседе столько тепла и благодарности судьбе за возможность играть и ставить спектакли, быть востребованным в профессии. Чего еще может желать актер?

Об актерских судьбах, успехах и поражениях, об особенностях актерской профессии рассказал пронзительную историю заслуженный артист России Алексей Яновский. В качестве режиссера-постановщика он задумал и реализовал на сцене нашего театра в лучших традициях «синтетического» русского театра спектакль «Комедианты» по пьесе О. Погодиной-Кузьминой «Божьи скоморохи», написанной по рассказам А. И. Куприна.
Жанр спектакля определен как музыкальная драма. Ведь в классическом русском театре было принято ставить разные по стилю спектакли – трагедию, водевиль, эксцентрику, буффонаду, мелодраму.

Режиссер Алексей Яновский не только сам «заболел» попавшим ему в руки материалом. Пьеса так «зацепила» его, что он «заразил» актеров, в которых увидел черты своих героев. Получился действительно качественный спектакль! Под монотонный стук колес в купе вагона, на фоне мелькающих за окном полустанков, заслуженный артист России Николай Бекасов, артисты Аркадий Касацкий и Валерий Черепанов поведали зрителям такие разные истории своих героев, как это часто бывает в поезде. Это были три истории актеров разных амплуа, испытавших в жизни взлеты и падения и пришедших к одинаковому трагическому финалу.

В спектакле звучит много музыки. Режиссер сумел представить актеров во всем многообразии их талантов. Искренность, отсутствие фальши в игре актеров, высокая степень трагизма не оставили зрителей равнодушными. И было щемяще радостно и грустно оттого, что в пути эти люди, такие разные, встретили друг друга и будут теперь вместе до конца дней, и значит, им не грозит одиночество. Режиссер Алексей Яновский, пригласив на драматические роли актеров музыкального театра, сумел создать действительно необыкновенно тонкий, классический ансамбль, достойно завершив сезон 2010-2011 гг.
Радует режиссер Яновский своими спектаклями, поставленными на малой сцене. Малая сцена – его детище. Еще при директоре Владимире Барляеве осуществилась почти нереальная мечта – в Магаданском драматическом театре появилась малая сцена, чем может похвастаться не каждый театр в более крупном городе.

Следует обратить внимание на то, что работа в малом зале – это работа в другом сценическом пространстве, требующая от режиссера и актеров специальных сценических решений. Здесь зритель невольно ощущает себя участником событий, происходящих на сцене, попадает в центр этих событий. И если отсутствует фальшь на сцене – происходит сотворчество зрителя и актеров. В спектаклях, которые Алексей Петрович ставит на малой сцене, он выступает, по сути, наставником для молодых актеров театра. В этих спектаклях прослеживается «школа» Яновского, он дает молодежи уроки актерского мастерства, умения работать в команде. Он любит и умеет работать с молодежью. В прошедшем театральном сезоне Алексей Яновский к юбилею А. П. Чехова с актерами Владиславом Поляковым, Екатериной Пастуховой и Сергеем Черных «разыграл» на малой сцене шутку «Медведь». Известно, что Сомерсет Моэм, относящий пьесы Чехова к пьесам настроения, считал, что «такие пьесы можно смотреть только в безупречном исполнении». А чтобы играть безупречно Чехова, надо привыкать к чеховскому слову, надо просто начинать играть Чехова. И, естественно, начинать с «Медведя», «Предложения» – хрестоматийных произведений Чехова, ведь сам Антон Павлович в молодости для своих друзей, которые часто гостили и ночевали в его доме, писал экспромтом небольшие сценки, которые вместе с гостями и разыгрывал. Понятно, что «Медведь» хорошо известен зрителям в блистательном исполнении Марии Бабановой и Михаила Жарова, и пытаться их копировать – нелепо. Поэтому были выбраны свои ходы, очень смешные мизансцены, жесты – можно сказать с уверенностью: шутка удалась! Актриса Екатерина Пастухова (кстати, исполнительница одной из ролей в спектакле «Коктейль по-французски», поставленном на Магаданской сцене Анной Варпаховской) азартно участвует в «экспериментах» режиссера Яновского. Выпускница РАТИ, она жадно впитывает его щедрые уроки мастерства. Ее героини всегда искренние, яркие: роль одной из сестер в «Золушке» исполнена ярко и гротесково; длинноногая, как стюардесса VIP-класса, ассистентка преуспевающего молодого доктора в исполнении Игоря Смирнова в спектакле «Прием, или Петунья под стеклышком»; холодная, как лед, Снежная Королева в новогоднем мюзикле Яновского «Снежная королева: перезагрузка», где молодая актриса выступила автором либретто и, наконец, Чехов, «вдовушка с ямочками на щеках».

Бенефис Марии Леоновой, прошедший на сцене театра 26 ноября 2010, года стал тем праздником, которого так долго ждут. Многие зрители уже в фойе перед гардеробом обсуждали предстоящее представление, восхищались изысканным буклетом, выпущенным специально к этому бенефису, посвященному сразу нескольким событиям в жизни ведущей актрисы нашего музыкального театра: ее 35-летнему юбилею; назначению на должность главного режиссера оперетты; получению звания заслуженной артистки России.

В очередной раз восхищались сияющими зеркалами и огнями, холлом. И были неприятно удивлены тем, что уже второй год стены фойе второго этажа зияют пустотой и отсутствует портретная галерея, которая традиционно встречает зрителей в любом театре. Рассматривать фотографии актеров – одно из привычных занятий зрителей до начала спектаклей и в антрактах. Исчезли замечательные фотографии, запечатлевшие сцены из спектаклей прошлых лет, фотографии актеров, которых сегодня нет с нами – «иных уж нет, а те – далече», исчезло все, что так дорого магаданским зрителям, и только гвозди на голых стенах напоминают о столь привычном для каждого театра интерьере. Исчезли высокопрофессионально выполненные макеты и эскизы декораций, долгие годы украшавшие малое фойе театра.

Зато появились довольно примитивные барные стойки «под зеленый малахит» и столы, укрытые зеленым сукном. И сегодня возникло опасение, что макеты могут просто не вернуться на свои привычные места, не говоря о том, что эта коллекция вообще не будет больше пополняться новыми, например, по спектаклю, поставленному режиссером А. Варпаховской «Средь бела дня…»; «Золушка», «Терезина» и другими с изящными декорациями и костюмами. Макеты – это история театра, который в сезоне 2011-2012 отметит свой 70-летний юбилей.
С
ам концерт-бенефис превзошел все ожидания. Главный режиссер музыкального театра в качестве режиссера-постановщика и все цеха театра подготовили феерическое зрелище, равных которому в Магаданском театре давно не было. Это было не просто блестяще выстроенное шоу, когда каскад номеров сменяет друг друга с нарастающей мощью. Это был настоящий парад талантов! Марии Леоновой присуща та удивительная скромность и прозорливость, когда даже на ее собственном бенефисе главные герои – все актеры театра.

Первое отделение было построено на сценах и номерах из оперетт. Были представлены практически все актеры: заслуженные артисты РФ Николай Бекасов и Елена Титенко, Михаил Никитин, Игорь Смирнов, Оксана Плиско, Людмила Анисимова, балет театра. Восхитительная, яркая, обворожительная была в этот праздничный вечер сама виновница торжества. Хитами праздника стали ее номера «Кабаре» и «Карамболина». Артисты театра – солисты, хор, драма, балет, блистательно исполнившие номер «It’s all that jazz», показали высокий уровень и сделали серьезную заявку на то, что нашим актерам по плечу «замахнуться» на мюзикл. Их молодой задор, неистребимое желание работать, свойственная молодому режиссеру настойчивость, трудолюбие, умение зажечь коллектив, вселяет веру в то, что при наличии финансов магаданцы смогут стать свидетелями реализации самых амбициозных режиссерских планов заслуженной артистки России Марии Леоновой.

Сезон 2010-2011 закрылся работой режиссера Михаила Никитина, поставившего на нашей сцене спектакль «Взрослые истории» Б. Срблянович, известной зрителям, регулярно включающим телеканал «Культура», под названием «Мамапапасынсобака» в постановке «Современника». И дело не только в том, что сложно переиграть всегда органичных, искренних Чулпан Хаматову и Ольгу Дроздову. Не интересен сам режиссерский замысел. Сегодня подростковой жестокостью, увы, никого не удивишь и ясно, что она родом из детства. Что дети копируют стереотипы поведения своих родителей. Но, на мой взгляд, неудачно продуманы образы детей, они скорее напоминают уродливых персонажей американского мультсериала типа «Семейки Адамс». На сцену врываются «отморозки», не вызывающие ни сочувствия, ни симпатии. Все слишком прямолинейно. В этих «детишках» нет ничего детского. Ведь в историях настоящих сирот потрясает именно то, что внешне они такие же, как другие дети и только в глазах взрослая тоска. Поэтому их немотивированная жестокость и агрессия неожиданны и вызывают искреннее сожаление, желание кинуться на помощь и огромное чувство вины, что мы, взрослые, не заметили, что рядом с нами в семье унижают ребенка.

Что до спектакля «Хапун», по сути ставшего бенефисом Михаила Никитина в качестве главного режиссера Магаданского драматического театра, то в нем понятия добра и зла выражены не очень деликатно. Да и сам Михаил Никитин в главной роли напоминает уже давно сыгранные другими актерами роли, такой собирательный образ из украинского фольклора.

Хочется обратиться к Наталье Крымовой, которая писала: «Пьес, которые выразили бы состояние сегодняшнего человека, почти нет. Перегруженные нелегкой информацией и тяжестью повседневных забот, чего мы ждем от театра? Объяснения реальности, в которой так трудно разобраться, развлечения, наконец? Жаль, но большинство спектаклей последних лет толком не удовлетворяют ни одну из этих потребностей. Бывают, однако, и исключения. Они становятся событием, иногда сенсацией». Так Наталья Крымова писала о спектакле Ленкома «Поминальная молитва».
Автор пьесы Григорий Горин. «Заслуга Григория Горина, – пишет Наталья Крымова, – в том, что он написал умную, полную иронии и грусти пьесу. Что же касается режиссера М. Захарова, выскажу мысль неожиданную: он поставил самый простодушный, а значит, и незащищенный свой спектакль. И это прекрасно! Ведь сейчас такое время, что каждый человек (в том числе и режиссер) выставляет впереди себя какие-то шипы, все будто готовятся к защите и предвидят опасность – косой взгляд, вражду или элементарное хамство». Написано в начале 90-х, а не утратило актуальность и сегодня.

Дело в том, что в сезоне 2010-2011 гг. в нашем театре произошло важное событие: заполнены вакансии главных режиссеров музыкального и драматического театров. И если назначение Марии Леоновой на должность главного режиссера (несмотря на молодость) было вполне ожидаемо, то назначение актера Михаила Никитина главным режиссером драматического театра удивило не только многих актеров, но и зрителей, видящих других возможных кандидатов на эту очень важную роль.

Понятно, актеру Никитину сделано предложение, от которого трудно было отказаться. Но утверждать в своем первом интервью одной из местных газет, что он с радостью уступит свое место, если в Магадан приедет человек с несомненно более богатым опытом, с желанием работать в Магадане – значит, не уважать своих коллег по театру, имеющих, на мой взгляд, и опыт, и право занимать пост главного режиссера.

Такое мнение есть у актеров, с которыми никто не советовался. Есть оно и у магаданских зрителей. И среди других возможных кандидатур они видят главную – кандидатуру заслуженного артиста РФ Алексея Петровича Яновского, за творчеством которого магаданцы наблюдают без малого 35 лет: как за его актерскими успехами, так и за успешными режиссерскими работами. Быть главным режиссером драматического театра ему дает право и звание заслуженного артиста России с 1998 года, и режиссерское образование (окончил режиссерский факультет РАТИ). И он, живя в Магадане с 1977 года, лучше знает своих земляков еще с тех времен, когда магаданцы были успешными и обеспеченными людьми, ездили в продолжительные отпуска и имели возможность смотреть и слушать лучшие спектакли лучших театров страны и зарубежных гастролеров.

В юбилейный театральный сезон 2011-2012 гг. наш театр вступает в новом статусе. В постановлении администрации Магаданской области от 28. 04. 2011 № 285-па сказано: «Создать Магаданское областное государственное автономное учреждение культуры «Магаданский государственный музыкальный и драматический театр» путем изменения существующего государственного учреждения культуры Магаданской области «Магаданский государственный музыкальный и драматический театр». При этом объекты недвижимого и особо ценного движимого имущества, находящегося в оперативном управлении театра, в полном объеме закрепляются за театром. «Приданое», возможно, не очень большое, всего 41 648 791, 88 рубля его балансовая стоимость, из которых стоимость самого здания театра всего 24 050 691, 20 рубля. Но зато следует помнить, что театр стоит в самом центре города и только на аренде можно заработать сумасшедшие деньги! Не потому ли уже два года торчат гвозди в стенах фойе, где раньше была портретная галерея? Не вытеснит ли рынок Мельпомену с подмостков театра?

На встрече Президента России Дмитрия Медведева с ведущими театральными деятелями прозвучала тревога о судьбе провинциальных театров. Как заметил Президент, театр в малых городах России, по сути, является градоопределяющим фактором. О том, что нужно, чтобы в погоне за коммерческим успехом автономия не привела к разрушению репертуарного театра. Чтобы прибыль работала не только на руководство театра, а давала возможность актерам заниматься творчеством, не думая о побочных заработках. Что сделать, чтобы удержать внимание зрителя, не впадая в пошлость и безвкусицу? «Публика ищет в театре не только развлечение, но какого-то духовного ответа. Нужно беречь духовный инструмент театра. В театре осталось прямое общение. Наша театральная школа – лучшая в мире. Эту школу и этот театр нельзя потерять», – считает режиссер Андрей Кончаловский.
До встречи в театре в новом сезоне!

Антонина НОВОХАТЬКО.
"Вечерний Магадан"