Облил "грязью" и водой.


Нас, журналистов, жалобами на хамство водителей маршруток вроде не удивить. В редакцию с завидным постоянством поступают письма и звонки с претензиями в адрес представителей этой благородной профессии.

И обращаются к нам люди всех возрастов: кто-то просто стал свидетелем ничем не прикрытой озлобленности водителя по отношению к пожилой женщине или старику, а кто-то, будучи пенсионером и льготником, на себе испытал всю горечь унижения за свой бесплатный проезд.

Да и кому из магаданцев, кто хоть изредка пользуется общественным транспортом, не приходилось наблюдать некрасивые сцены водительского хамства? Приходилось. Но случай, о котором мы собираемся рассказать, без всякого преувеличения, из ряда вон. Водитель не просто обошелся с пассажиркой, которая ему в матери годится, невежливо - он ее сначала обругал отборным матом, а потом облил водой из бутылки.

Оскорбленная, потрясенная, ошеломленная женщина вышла на ближайшей остановке, водитель же, как ни в чем не бывала, покатил дальше...

"Скоро этот водитель нас бить будет!"

Эту драматичную историю нам поведала жительница Магадана Галина Петровна Колесник-именно она оказалась в эпицентре безобразной сцены, произошедшей в субботний день, 11 июля, в автобусе, следующим маршрутом №1 (в народе - "единичка").

В понедельник, 13 июля, едва успел начаться рабочий день, Галина Петровна уже была в нашей редакции. Ее рассказ нас, журналистов, потряс. Такого мы еще не слышали.

Но прежде, чем перейти к обстоятельствам, я бы хотела сориентировать читателя: потерпевшей 64 года, она работающая пенсионерка, имеет право льготного проезда, но в данном случае им не воспользовалась и за проезд заплатила.

Рассказ женщины с самого начала не вызвал никаких сомнений: обстоятельность изложения, предельно корректный, уравновешенный тон, ни одного грубого слова в адрес своего обидчика, да и сама исключительность ситуации (такое не придумаешь!) - все говорило в пользу нашей гостьи.

Скажу более: на нас она произвела самое благоприятное впечатление. Это замечание к тому, что некоторые жалобщики, бывает, сами пышут недобрыми чувствами, а когда их просишь, к примеру, свое имя назвать, чуть ли не истерики закатывают... Но ближе к делу.

- В субботу, возвращаясь с работы, - Галина Петровна вновь заставляет себя пережить тот злосчастный вечер, - возле магазина "Полярный" я села на "единичку". Это такой бирюзовый большой автобус, его еще называют "Азия". Было 19.15. Салон полон, я села на заднее сиденье.

У меня была мелочь, но чтобы рассчитаться побыстрее, я передала водителю сотню. Через какое-то время вижу, как ко мне направляется мальчик-пассажир, обе руки у него сложены в горсти, а в них сдача. Гляжу, одна мелочь, в руки взять сложно.

Пришлось мальчику ссыпать ее в мой подол. Начала пересчитывать, а там только одна "пятерка" и две "двушки", остальные монеты все по рублю. Конечно, столько мелочи, да еще и в переполненном автобусе ее пересчитывать, - это очень неудобно, но не это меня возмутило.

Со ста рублей сдана должна быть 84 рубля, ноянасчитала всего 63 рубля. Сидевшая рядом женщина взялась мне помочь, и у нее столько же вышло.

Я подумала, может, мальчик, пока шел, обронил монеты, и стала искать вокруг себя, обнаружила еще два рубля монетами по рублю. Всего, стало быть, 65 рублей. Не хватало ' еще 19-ти. Естественно, я возмутилась: "Почему вы мне дали сдачу только 65 рублей? Да еще и рублями!

В такой мелочи магазины очень нуждаются!" В ответ водитель начал сыпать грубой бранью. Он так страшно матерился - и "на...", и "в...", и так далее.-

В это время я подошла к нему со словами: "Возьмите и пересчитайте, если вы мне не верите!" Тогда он стал, матерясь, давать команды: "Сядь!", "Выйди!", 'Ты ко мне больше не сядешь!" Я как можно спокойнее сказала ему: "Возьмите свою мелочь и верните мои сто рублей, а я вам заплачу мелочью". - "Да подавись ты своей сотней!" - зло процедил он и протянул, не глядя, сотню.

А вслед за этим произошло не-что невообразимое: он схватил свою бутылку, из которой пил воду, развернулся в пол-оборота и плеснул мне в лицо! Брызги и на других пассажиров попали, кто рядом сидел.

Вы знаете, мне 64 года, и никто никогда еще меня так не оскорблял! Я дар речи потеряла, не смогла ему ни слова сказать. За что он так? Я его не обзывала, слова грубого ему
не сказала. А он обматерил, воду на меня вылил! Такого в Магадане, уверена, еще не было.

- А пассажиры как отреагировали?

- Пассажиры словно замерли. Я думаю, они оцепенели от такой выходки. Только один пассажир, на которого вода попала, вскрикнул: "Ой!" - и все. И потом, когда я выходила, женщина, помогавшая деньги считать, обратилась к водителю: "Вы не правы, мы пересчитали - выдали 65 рублей".

Галина Петровна продолжила, что она, потрясенная от пережитого, была вынуждена выйти на ближайшей остановке - возле магазина "Корона" на 7-м рабочем.

С ней вышли и другие пассажиры - они попросили женщину обратиться в милицию, поскольку, как они сказали, "скоро этот водитель насбить будет". Оказывается, у пассажиров, особенно льготных, к нему очень много претензий накопилось.

Это раздражительный, нервный, крайне невежливый молодой мужчина, понятия не имеющий об уважении к пожилым людям, к старикам, вообще к кому бы то ни было.

И пассажиры, сами побоявшиеся подать голос в защиту своей "сестре по несчастью", попросили ее искать заступничества в милиции - чтобы найти на водителя-хама управу. Но Галина Петровна сначала решила идти в редакцию газеты - придать огласке этот вопиющий случай, пристыдить мужика. Номер его автобуса она записала, когда он шел в обратный путь-№619.

"Простите меня, я больше так не буду!"

В Магадане Галина Петровна живет с 1967 года, ее общий трудовой стаж-46 лет. По образованию она акушерка, 5 лет работала в роддоме, 17 - в туберкулезном диспансере и последние 20 лет - медсестрой в Магаданском доме ребенка.

На меня и моих коллег, повторюсь, Галина Петровна произвела благоприятное впечатление, но дабы развеять возможные сомнения у недоверчивою читателя (если кто подумает, что женщина, может, сама спровоцировала конфликт), обратимся в Дом ребенка.

Вот как охарактеризовала свою коллегу главная медсестра Елена Викторовна Атласова: "Это очень добрый человек, всегда спокойный, корректный, ответственный. Она работает на самом сложном участке-с детьми-инвалидами. Плохой человек здесь бы не задержался.

За все годы я ни разу не слышала, чтобы она голос повысила, отозвалась о ком-либо дурно. Сердобольная тетушка. Пенсионерка, но работает, чтобы другим помогать". Елена Викторовна добавила, что она тоже потрясена и что на маршрутках она вообще не ездит - не выносит грязные вонючие салоны и курящих водителей.

На момент визита в редакцию Г.П. Колесник еще не отошла от потрясения, третий день пила валерьянку. Шофер меж тем продолжал водить свой автобус, злобиться на пассажиров, давать им сдачу мелкой монетой... Подозревал ли он, что его карьере в качестве водителя маршрутного автобуса может наступить скорый конец?

Галина Петровна по складу своего характера человек абсолютно неконфликтный. Она и насчет милиции сомневалась - идти или нет? Я обратилась в пресс-службу УВД с вопросом, есть ли смысл подавать заявление, где мне сообщили, что пусть женщина приходит непременно - смысл, безусловно, есть.

В городской прокуратуре я узнала, что потерпевшая может обратиться с заявлением об оскорблении напрямую в мировой суд. Но женщина все еще колебалась.

Далее я созвонилась с исполняющим обязанности директора ООО 'Трейдер" (предприятия, которому* принадлежит маршрут №1) Е.В. Трофимовым и поставила его в известность о случившемся.

-Да вы что?! - изумился Евгений Владимирович. - Если все подтвердится, я его уволю, это я вам точно говорю.

Евгений Владимирович добавил, что между фирмами-перевозчиками есть такая договоренность: если водитель уволен за халатное отношение к своим обязанностям,
на другое предприятие он уже не устроится - не возьмут.

Вообще же, среди водителей немало людей, что называется, с улицы: культурой общения не владеют, вежливыми быть не умеют. Сколько раз он разъяснял, что сфера обслуживания требует терпения и такта, но не до всех, видно, доходит. А у него во владении пять маршрутов, уследить за всеми водителями сложно.

Напоследок мой собеседник записал телефон Галины Петровны и пообещал, что с водителем разберется. На следующий день женщина позвонила в редакцию и сообщила, что с Е.В. Трофимовым у нее состоялся долгий разговор, в ходе которого и.о. директора несколько раз извинялся за своего работника.

И что в тот же вечер ей позвонил сам виновник происшествия, а чуть позже подъехал к ней на работу.

- Он приехал попросить у меня прощения, - передает Галина Петровна, - и вы знаете, я увидела симпатичного и приятного молодого человека, даже глазам своим не поверила. "Что же вы, такой молодой, интересный, на людей кидаетесь?" - спросила я у него.

"Я за рулем был с раннего утра, устал, разнервничался, сорвался. Простите меня, пожалуйста. Меня начальник собирается уволить, а у меня трое детей". - "А почему вы мне рублями сдачу дали в переполненном автобусе?" - "Я не подумал. Простите меня, пожалуйста".

В общем, повинившийся водитель смягчил сердце доброй женщины, и она заверила его, что в милицию обращаться не будет и начальника попросит, чтобы не увольнял. Так и поступила.

- Мне жалко его стало, - пояснила Г.П. Колесник свою позицию, - он такой был понурый, расстроенный. Да и трое детей у него. Сказано в Евангелии: "Прощайте обидящих вас". И я его простила. Думаю, что публикация в газете послужит для него уроком. Может, и другим водителям неповадно будет пассажиров оскорблять.

Е.В. Трофимов эту просьбу уважил. Чуть ранее он сказал так: "Если женщина хочет, чтобы я его уволил - уволю, если простит - не уволю". Не уволил. Но предупредил - до первой жалобы.

Вместо глаз - пятаки?

Похоже, единственное, что пока не позволяют себе наши водители маршруток, так это руки распускать. Но, кажется, идо этого недалеко. ГП. Колесник, женщина рассудительная и объективная, поделилась, что грубость в адрес пенсионеров-льготников со стороны водителей на каждом шагу.

Водители часто придираются: то проездной им кажется фальшивым, то фотография-чужой. Изгаляются как умеют.

Ей самой, льготнице, частенько приходится выслушивать раздраженные вдохи-выдохи водителей, но она старается пропускать их мимо ушей. В этом месяце проездной она потеряла, вот и ездит за свой счет.

И все-таки, чтобы оградить себя от недовольства, даже имея при себе проездной, проезд оплачивает нередко. Если же в автобусе несколько льготников, платит почти всякий раз.

- Господь, - говорит, - дает мне работу, заработок, и я могу себе это позволить. И водителю хорошо, и мне спокойнее.

Я ее понимаю: сама как-то наблюдала, как ворчливо отреагировал водитель на вошедших разом трех льготников. И я испытала приятное чувство, что хоть моя оплата послужит ему утешением.

Рассказала Галина Петровна и случай, свидетелем которого недавно стала ее племянница: водитель маршрута №6 обозвал "козлом" дедушку - тот не мог открыть дверь автобуса.
Мне также вспоминается почти трехлетней давности разговор с одним немолодым водителем маршрута №3. Своей неприязни к льготникам он не скрывал: "У меня на них аллергия. Когда слышу про проездной, все внутри закипает: "Да что б ты сдох!"

Это было три года назад. Жизнь идет, люди меняются, а водители маршруток в своей неприязни словно закостенели. Что же происходит с нашими водителями, отчего они звереют?

И.о. директора ООО 'Трейдер" Е.В. Трофимов высказал предположение: потому, что они не задумываются о своей старости. А еще у них вместо глаз пятаки, вот бесплатные пассажиры их и бесят.

Льготников, признал Евгений Владимирович, действительно очень много, но водителей это ни в коем случае не должно волновать - не будь их, и план выручки значительно бы возрос. Значительно. А компенсация за льготников перечисляется исключительно предприятиям-перевозчикам, правда, поступают эти средства с большим опозданием.

Работникам все это уже сто раз разъяснялось, но опять же до некоторых плохо доходит. Зарабатывают же водители, уверил руководитель, очень хорошо.

По-моему, правдоподобно -будь эта работа заведомо убыточной и невыгодной, стали бы водители изводить себя каждодневным лицезрением объектов своей нелюбви? Сомневаюсь.

Если так, можно предположить, что какую-то часть доходов некоторые водители просто кладут к себе в карман. И чем больше льготников - тем меньше возможностей в карман положить. Меньше льготников - больше возможностей. Хотя это только мои предположения.

Ольга Кирилловская
"Северная надбавка"









Колымские колонки