Прилетела «Американка» на крыльях Победы


Основательница дражного флота Колымы - плавучая фабрика золота под номером 170 - появилась в Сусуманском районе в далеком 1949 году. Она была изготовлена в США, и можно сказать, что прилетела к нам от союзников во Второй мировой войне на крыльях Победы.

Потом, как известно, между нами и ними надолго опустился «железный занавес». В горной промышленности, стоит напомнить, он начал исподволь разрушаться в 60-е годы, в том числе по инициативе бывшего руководителя Правительства СССР А. Н. Косыгина, который на десятилетия вперед привил нашим золотодобытчикам вкус к мощной современной землеройной технике, добившись крупных поставок из США бульдозеров фирмы «Катерпиллер». Все эти годы и по сегодняшний день 170-я, уже с отечественным оборудованием, исправно добывала валютный металл на богатейших россыпях Берелеха. Но характерно, что старожилы-колымчане по старой памяти по-прежнему называют первую драгу «американкой».

Именно ее экипажу выпало почетное право открытия нынешнего промсезона в дражном флоте ОАО «Сусуманзолото», который насчитывает 10 единиц черпачных механизмов.

1 мая здесь побывала авторитетная в кругу специалистов приемочная комиссия, давшая добро на начало эксплуатации 170-й в очередной золотой навигации, теперь уже 62-й по счету.

Сразу после подписания документов руководитель «американки» Николай АСОСКОВ (в прошлом, к слову, учитель, к чему мы еще вернемся) выкроил время для непродолжительного разговора на одном из внешних мостиков драгерки.

- Можно поздравить вас с успешной сдачей технического экзамена? Какие главные работы были выполнены на зимнем ремонте, насколько сохранился прошлогодний экипаж драги?

- Да, как всегда требовательная комиссия не выявила каких-то нарушений, можно начинать сезон. В основном мы сделали обычные текущие ремонтные работы, в том числе по обогатительному оборудованию. По мере необходимости стараемся менять крупные узлы. Так получилось, что по составу команды после прошлого года пришлось искать людей для целой смены. Один уволился по болезни, двое - по семейным обстоятельствам. Сейчас набрали новых работников, стараемся подбирать из местной молодежи. Например, профессию кормового машиниста будет осваивать отслуживший в прошлом году в армии Захар Кузин, его отец и братья также трудятся на наших драгах.
- А ваши дети?

- Мой сын Николай по направлению Сусуманского РОВД учится в Хабаровской школе полиции. Через два месяца оканчивает учебу. Дочь Александра отучилась в Киевском авиационном институте, в прошлом сентябре ездил к ней на свадьбу, теперь будем ждать внуков. Своими детьми я доволен.

- Как вы стали дражником?

- По жизненной необходимости. Я родился здесь, в Нексикане. Родители приехали сюда по комсомольской путевке в 1959 году. Потом я окончил Хабаровский педагогический институт и до 1992 года работал в школе поселка Холодный преподавателем физкультуры. Понятно, наверное, почему пришлось уйти из школы в те переломные годы. Надо сказать, что в системе образования из-за низкой зарплаты и сегодня учителей-мужчин можно по пальцам пересчитать. Работал на зимнем бурении и на летней гидрооттайке, был на разных драгах... И вот уже седьмой сезон работаю начальником 170-й драги.

- Николай, не хочется сыпать соль на рану, но все же: у вас нет сожалений о том, что вам вынужденно пришлось уйти из педагогики?

- Конечно, есть, хотя и прошло уже 20 лет. Я до сих пор сожалею об этом: работать в школе мне очень нравилось. Остается надеяться, что эта профессия рано или поздно опять станет в нашей стране действительно престижной. Тогда и мужчины вернутся в школу. А теперь у меня уже давно новое дело, и начинается новый сезон. Хочется, как только что сказали нам, пожелать всем нашим коллегам-дражникам удачи и семи футов под килем.

Мухамеджан САХИПОВ.
"Магаданская правда"