Цветков: Многоточие после выстрела"


М.Горбунов "Колымский тракт"

Два года назад, утром 18 октября, на Новом Арбате в Москве было пасмурно и сыро. Часть тротуара перед высотным правительственным зданием, где размещалось и Представительство Магаданской области, замыкалась в неровный квадрат узкой милицейской лентой.

Ближе к дороге молча стояла группа мужчин, одетых в одинаковые темно-серые костюмы. «Пикетирование, что ли, какое-то?» - подумал я мельком, особо не приглядываясь и проходя к дверям.


Пост охраны пропустил меня беспрепятственно. Накануне заместитель руководителя Представительства Надежда Папп пообещала мне подобрать свежие магаданские газеты для обзора на радио «Свобода». Сдать готовый материал надо было уже до обеда, и приходилось торопиться. Поэтому мне не сразу бросилась в глаза какая-то буквально восковая бледность на лице Надежды. Чуть слышно она сказала: «Мы всё тебе подобрали...» «Плохо себя чувствуешь?» - спросил я. «Валентина Ивановича убили... Это он там, внизу, лежит...»

С высоты двадцатого этажа я разглядел, наконец, на обочине проспекта продолговатый предмет, небрежно укрытый простыней. Это было тело губернатора Валентина Цветкова.

Его застрелили всего полчаса назад... А к трупу уже, как стервятники, слетались столичные фоторепортеры и ТВ-бригады. Спустившись вниз, я видел циничное зрелище: получив «в лапу» пару зеленых, постовые милиционеры услужливо отдергивали простыню. Щелкали затворы фотокамер.

Над убитым бойко стрекотали в объективы видеомониторов пустоглазые девицы... Потом подъехала «скорая». Два дюжих мужика бесцеремонно ухватили труп и с размаху вбросили его в кузов... Уже через час радио- и телеэфиры Москвы наполнились поистине бредовыми измышлениями и «догадками» столичных репортеров... Это было омерзительно...

Через два дня, когда в конференц-зале ИТАР-ТАСС на Тверской заместитель Генерального прокурора Владимир Колесников уверенно обещал раскрыть преступление чуть ли не к концу недели, я обратился к коллегам из четырех ведущих телеканалов страны: ОРТ, PTR НТВ и Рен-TV Просил немного: не выдумывать подробности про нашего губернатора, а если надо - узнать у самих магаданцев про жизнь Колымы и Цветкова. На меня посмотрели пустыми глазами и промолчали в ответ...

В этот день, который траурной датой надолго войдет в историю Колымы, невольно вновь вспоминаешь всё и анализируешь теперь как бы издалека. Сегодня я практически уверен, что к убийству Валентина Цветкова приложили руку высокие государственные чиновники. Иначе невозможно понять многочисленные странности, сопровождавшие это ЧП, общероссийского масштаба.

Отсутствие охраны на проспекте, по которому буквально через час после убийства проехал в Кремль кортеж Президента России. Внезапно испортившуюся камеру слежения, которая должна была снимать площадку перед правительственным зданием на Арбате и, по идее, зафиксировать лицо убийцы. Бездействие охраны на пропускном пункте, которая просто не могла не видеть убийства, произошедшего под её носом...

Кому же мог «насолить» в Москве Валентин Цветков? Очень и очень многим. Поскольку был одним из очень немногих региональных руководителей, кто не желал вписываться в навязываемую регионам столицей схему отношений «баре - холуи». Спины перед министрами и парламентариями не гнул, не заискивал. Но был с ними нередко груб и требователен. Часто даже ставил в смешное положение. Причем с самых первых своих шагов на «политическом Олимпе» России.

С удовольствием вспоминаю самое первое «театральное действо», блестяще разыгранное Валентином Цветковым в 1994 году, в ранге федерального сенатора и председателя Комитета по проблемам Севера самого первого созыва Совета федерации Федерального собрания РФ (извините за многочисленные повторы, но иначе не скажешь).

Это были парламентские слушания, в которых участвовали многочисленные сенаторы, депутаты Госдумы от северных, дальневосточных, уральских и сибирских регионов, а также работники министерств и ведомств во главе с министром по делам регионов, «ближним человеком» Ельцина Сергеем Шахраем.

Встречу эту организовал и вел, разумеется, сам Цветков. Полагаю, что именно тогда, в итоговых документах слушаний, и были заложены основы нынешней Концепции государственной политики по отношению к Северам, которая после гибели нашего первого губернатора стала, по-моему, сильно пробуксовывать в пути по коридорам федеральной власти.

Но спустя все эти годы прихожу к выводу, что была тогда у Валентина Ивановича и вторая, не менее важная, наверное, задача: напомнить, как говорится, «городам и весям», насколько некомпетентна Москва в проблемах российских окраин, а потому, следовательно, и их представителям надо бы не ждать милостей от правительства, а самим вести себя поактивнее и объединяться.

Досталось тогда Шахраю и прочим чиновникам «по полной программе». А под финал «добил» его Цветков, причем как бы не без моей помощи. Вид микрофона, подсунутого мною для интервью прямо под нос собравшегося было уходить министра, вызвал сперва у Шахрая довольную улыбку. И зря!

Чтобы ответить на вопросы, созревшие в моей голове не без влияния бесед с нашим сенатором, «главному регионалу» страны пришлось изрядно попыхтеть. Вокруг нас постепенно собиралась толпа участников слушаний. А хитрый Цветков стоял рядом с министром и ехидно улыбался при каждом его промахе.

«Утопил» себя сам окончательно министр после вопроса о проблемах досрочного северного завоза. Уже не слишком владея собой, он раздраженно заметил: «Не понимаю вообще, в чем тут проблема Магаданской области?!

Вы вполне могли бы всё необходимое завозить вовремя по железной дороге!» - «Нет у нас железных дорог с материка!» - «Как так нет!» - возмущенно закричал Шахрай. Окружающие захохотали. Ц&етков был ну просто о-о-чень доволен; посадили министра в лужу! Позднее диктофонная запись этого интервью была опубликована в газете «Магаданская правда»...

За что же было любить министрам северянина Цветкова? Человека, открыто препиравшегося даже со всесильным Виктором Черномырдиным. В лицо называвшего нового премьера Касьянова «Миша - пять процентов» (по размеру мзды, которую, по слухам, тот требовал себе в карман с каждого крупного денежного вливания в экономику разных регионов). Набравшего неудобные и опасные для многих мощь и авторитет при президенте Путине. Политика, способного глаза в глаза «оптом» бросить жесткий упрек всему составу Государственной думы...

Это было, когда Валентин Цветков, уже будучи губернатором, проводил через парламент РФ Закон об Особой экономической зоне в Магаданской области.

В Москву он привез тогда с собой мощную команду поддержки: не только высококвалифицированных специалистов нашей областной администрации, но и лидеров региональных отделений общероссийских политических партий КПРФ и «Яблока», имевших тогда большой вес в Госдуме. Депутата Владимира Буткеева, в котором уже начинал разочаровываться, он нацелил на работу с «правыми» - гайдаровцами, с коими тогда тот тесно задружил.

Мне как раз вышел очередной отпуск по «Российской газете», но пропустить такое событие было свыше моих сил. И почти 12 часов вместе с магаданской журналисткой Людмилой Малышевой, только что перебравшейся на работу в московское представительство области, мы провели в центре этого «вихря», поднятого Цветковым, в думских кулуарах.

Увидев, что «наш» закон на грани срыва и его вот-вот «задробят» или перенесут рассмотрение на неопределенное время, Валентин Цветков сам «бросился на амбразуру». Выступление его с трибуны Госдумы было ярким, эмоциональным, убедительным и - очень резким.

От имени магаданцев он воззвал и к совести коммунистического большинства, в первом голосовании по преимуществу не нажавшем кнопки ни «за», ни «против» закона об ОЭЗ. После обращения Цветкова Госдума приняла закон подавляющим большинством голосов. Последним в повестке той сессии...

Чего греха таить, все мы знаем, что вряд ли наш «Бульдозер» упускал возможность разбогатеть самому. Да и многочисленная «семья» ближних его людей неплохо «поднялась» на морепродуктах и золоте, транспортировке грузов и производстве спирта. Но куда более губернатор Цветков оттягал у Москвы для Колымы. И именно в этом, по моему глубокому убеждению, кроется главная причина его убийства и причина того, что оно вряд ли будет реально раскрыто в обозримом будущем.

«Крабовое дело» - лишь крохотный эпизод, ничтожная часть огромного подводного айсберга - борьбы маленького Магадана за самостоятельный выход на рынок морепродуктов Дальнего Востока (5 «наших» процентов добычи от общей по Дальневосточному федеральному округу). Убийству Цветкова предшествовали «заказухи» на более крупных «крабовых» фигурантов - коррумпированного генерала Гамова и преступного авторитета Якута.

В постоянных переделах внутреннего рынка валютоемких морских ресурсов участвовали и продолжают участвовать высшие чины Госкомрыболовства и, вероятно, сам бывший премьер Касьянов (в адрес которого, напомню, судом, расследовавшим магаданское «крабовое дело», было вынесено наглухо засекреченное от гласности частное определение).

Вводя в строй государственное предприятие по добыче и переработке морских биосокровищ с гарантированным перед «частниками» преимуществом на получение федеральных квот, Цветков мог глубоко затронуть интересы этой жестокой общероссийской мафии.

За проблемами возврата «золотого кредита» области и создания единого оборота драгметаллов на территории тоже стояли немаленькие чины. Роскомдрагмет, привыкший как своим и без оплаты распоряжаться магаданским золотом. Тот самый Драгмет, который (помните?) безнаказанно «скачал» за границу через подставного «дурилку» Козленка российские алмазы на миллиард долларов без малого!

Плюс «крыша» того самого Драгмета - коррумпированная система Министерства внутренних дел, по чьей прямой указке начался было памятный многим «наезд» на колымского губернатора и его первого заместителя Вячеслава Кобеца якобы за бредовую формулировку тогдашнего министра Куликова! - «создание канала криминального и нелегального вывоза золота».

Плюс лично Виктор Черномырдин, «выбивавший» кредит у Ельцина для своего земляка из Магадана Виктора Михайлова. 7 тонн в золотом эквиваленте! У нас в России «мочат» политиков и куда за меньшие суммы! И когда замешаны «верха», то «мочат», как правило, совершенно безнаказанно...

...Первый заместитель губернатора Николай Дудов, который после 18 октября уже приступил к исполнению обязанностей главы администрации области, через местные телеканалы призывал население Колымы и призывает сегодня продолжать дело Валентина Цветкова. Те же каналы транслировали картины всенародного горя в Магадане. Потом оказалось: были и те, кто откровенно радовался смерти губернатора, и те, кому было откровенно наплевать на эту трагедию.

Отнюдь не выдаю свое мнение за истину в последней инстанции. Но... До сих пор не расплатился с кредитами из областных средств Колымский аффинажный завод, против монополии которого на территории начали «восставать» некоторые старательские артели. Вновь полностью в частных руках добыча ва-лютоемких морских биоресурсов. По существу, частным стал и оборот спиртного на Колыме, задуманный некогда Цветковым исключительно как государственный, да и не в нынешнем урезанном виде, а с параллельным производством собственных муки и комбикормов.

У местного Взрывпрома - серьезные проблемы. О нефтеперерабатывающем заводе - ни звука. Концепция Северов, которую вот-вот вроде бы собирались утверждать на уровне Президента России, застряла где-то в Москве, и те федеральные законы, которые там недавно утвердили, имеют с ней совсем мало общего. Вместо нового районирования для зон с экстремальными условиями проживания, предложенного Валентином Цветковым в Госсовете, собираются сливать и заново перекраивать губернии.

Я никак не комментирую эти факты. Вполне возможно, что, в условиях постоянно меняющей направление государственной политики по отношению к регионам вообще и к Северам в частности, всё это было неизбежно. Или нужны уже совсем иные подходы к вопросам сохранения и развития области. Не знаю. Мне просто идеи жалко. И за Цветкова немного обидно.

Цветкова любили. Его боялись. Его ненавидели. Но все - уважали. Как Личность. Как человека гигантской пробивной силы. Как талантливого оратора, способного в момент переменить настроение аудитории, убедить её в своей правоте и повести за собой. А вот равнодушных - не было. Зато, я уверен, не было у него и многочисленных близких друзей. Сейчас, когда каждый (особенно во время последних предвыборных кампаний) так и норовил поименовать себя «другом и соратником Самого», это особенно заметно.

Вечером в день убийства, 18 октября, в эфире одного из центральных российских телеканалов появился депутат Государственной думы России от Магаданской области Владимир Буткеев Попеняв покойному, что тот чрезмерно занимался вопросами экономики, из-за чего, возможно, и погиб, депутат достаточно прозрачно намекнул, что заменить Цветкова на посту почти некем, но из всех потенциальных кандидатов «разговаривал на равных» с покойным лишь сам Буткеев. Вот это вряд ли.

Незадолго до того Магаданский областной суд рассматривал иск губернатора Цветкова, который посчитал, что депутат Буткеев во время губернаторских выборов распространял по поводу Валентина Цветкова порочащие сведения, не соответствующие действительности. Говорил, дескать, облыжно депутат, что губернатор ругался на подчиненных матом, а некоторым даже «дал пинка под зад» (судебный протокол у меня сохранился, там так всё и написано!).

Насчет матюгания суд данные установил. А вот по поводу «пинков» - увы. Депутата обязали выплатить губернатору компенсацию морального вреда в размере 8 тысяч рублей, с учетом того, что Буткеев содержит на свою депутатскую зарплату двоих детей и неработающую супругу, так что, видимо, небогат.

После чего губернатор как бы вообще перестал замечать господина, которого некогда и выдвинул на этот пост. Вот и всё «на равных». А если припоминать посерьезнее, то лично мне за всю историю знакомства с Валентином Цветковым, которое началось более десяти лет тому назад, а также непосредственного участия в трех его избирательных кампаниях, известен лишь единственный его настоящий друг -средней руки рыбопромышленник Николай Пантази. Любили они (чего Цветков не скрывал) попариться в баньке после жарких московских баталий губернатора, поделиться сокровенными замыслами.

Вот подчиненных у Валентина Цветкова было немало. Но всех он предпочитал держать на дистанции. Больше, чем лично Хозяином каждому отмерено, им знать не полагалось. С одной стороны, это, наверное, плохо. Поскольку после гибели губернатора оказалось, что некоторые из главных лиц области, по их собственным признаниям, про многие дела не знали вообще, а о многих имели лишь примерное представление. С другой - хорошо: меньше знаешь, крепче спишь и позже сядешь. Может быть, впрочем, именно потому и «забуксовала» сейчас часть идей Цветкова?

Да и вообще: нужны ли таким людям друзья? По моим наблюдениям, больше Валентин Цветков ценил и уважал сильных противников. Николая Карпенко, которого не смог «сломать» на выборах мэра Магадана даже после телеобращения к гражданам города в день выборов: «Я не буду с ним работать!!!» И работать стал, причем - дружно, кто бы и что сейчас про это ни говорил.

Илья Розенблюм, председатель областной Думы, тоже был очень уважаем Цветковым. Хотя и битвы меж ними разыгрывались - чужой под руку не суйся! При Цветкове и в его «горниле» выросли и такие в добром смысле слова хищные, цепкие политики и бизнесмены, как депутаты областной Думы Александр Басанский, Михаил Котов, Анатолий Положиёв, Иван Субботин..

Знаете, у таких неординарных, мощных людей, наверное, потому нет много друзей, что у них и чувства особо обострены: предательства близких они переживают куда тяжелее, чем мы. А предавали Цветкова многие. И ближние, и дальние. В том числе - и пресса. Многим памятен, к примеру, скандал, который разгорелся между губернатором и некоторыми функционерами прошлого руководства ГТРК «Магадан».

Две «продвинутые» дамы чуть ли не в любви клялись «всенародно избранному», но потом, в погоне за новыми должностями, «сожрали» председателя компании Субботина, а Цветкову закатили истерику с требованием «общаться напрямую» в финансовом отношении. Дошло до Москвы... А за год до того один ретивый, но невероятно доверенный помощничек вздумал торговать «поддержкой губернатора» на очередных выборах в Госдуму...

Да мало ли было их еще, кто в обмен на поддержку выпрашивал, клянчил, тянул за спиной... Соратники - это, по смыслу слова, те, кто наравне в одной рати бьются за единую победу. Много ли их было - равных? Думаю, что нет. Тяжела ты, шапка Мономаха!

Обиженных (возможно, что и по праву) на Цветкова много. Но куда больше тех, кто и поныне вспоминает первого избранного народом губернатора с теплотой и грустью. Признаюсь вам, читатель: мне тоже порой не хватает Валентина Цветкова в Магадане. Это был интересный собеседник и превосходный психолог, он умел слушать и «на лету» перенимать то, что покажется ему ценной идеей.

Его собственные идеи захватывали. Скорость реализации их в жизнь впечатляла. Он, казалось, не знал усталости. Это был человек, очень похожий, как внутренне, так и внешне, на многих из нас, колымчан. Потому он так и пришелся по сердцу многим. И мы еще долго будем его вспоминать.

Даже его противники утверждают: за годы губернаторства Валентин Цветков достигал практически любых целей, которые ставил перед собой. Не потому ли он и сам стал целью наемного убийцы? И очень жаль, если история гибели губернатора так и оборвется многоточием после того рокового выстрела на Новом Арбате...

Михаил Горбунов
"Колымский тракт



  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent

При комментировании тех или иных материалов запрещены:
Призывы к войне, свержению существующего строя, терроризму. Пропаганда фашизма, геноцида, нацизма. Оскорбления посетителей сайта. Разжигание межнациональной, социальной, межрелигиозной розни. Пропаганда наркомании. Публикация заведомо ложной, непроверенной, клеветнической информации. Содержащие ненормативную лексику. Информацию противоречащую УК РФ.






Колымские колонки