Мошенницей стала адвокат.


Есть такой шуточный афоризм: «На деньги надо смотреть сквозь пальцы, но при этом не терять их из поля зрения». В смысле не жадничать, но и не быть растяпой.

Этот афоризм разуметься можно применять исключительно к своим кровным. Но вот адвокат Магаданской областной колегии адвокатов не теряла из поля зрения и деньги чужие.

Это уголовное дело, возбужденное по материалам прокурорской проверки, недавно рассмотрено Магаданским городским судом. Приговором суда от 30 июня 2009 года (он не вступил в законную силу) адвокат признана виновной в со-вершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 УК РФ (мошенничество), и осуждена.

Вот уже в течение нескольких лет задолженность по зарплате в нашем регионе насчитывает порядка (плюс-минус) 100 миллионов рублей. Большую ее часть составляют долги предприятий-банкротов, в числе которых три года назад оказалось и ООО «Усть-Ольский рыбозавод».

На основании решения Арбитражного суда Магаданской области здесь в марте 2006 г. было введено конкурсное производство.

Дмитрий Крылов (фамилии в публикации изменены. - Авт.) работал на заводе механиком судна, его зарплата с 1 апреля по 1 октября 2005 г. составила 6 000 долларов США, или 171 720 рублей. Эту задолженность на основании судебного приказа, который он предоставил конкурсному управляющему, ему и обязано было выплатить предприятие.

Но поскольку у Крылова была возможность вскоре уйти в море, он выдал нотариально оформленную доверенность адвокату Магаданской коллегии адвокатов Вере Кочневой, чтобы она представляла его интересы по гражданским делам, в том числе и по взысканию задолженности по зарплате, с правом получения принадлежащих ему денежных средств.

Через некоторое время Кочнева собралась переезжать на постоянное место жительства на материк и познакомила своего поручителя с адвокатом Татьяной Тихоновой. Мол, по всем интересующим его вопросам, связанным с выплатой долгов по зарплате, может обращаться к ней.

При этом соглашение об оказании ему юридических услуг Крылов с адвокатом не заключал, доверенность на представление его интересов на имя Тихоновой не оформлял. Однако она в период с декабря 2007 г. по 25 августа 2008 г. неоднократно приходила в офис конкурсного управляющего, интересовалась, когда поступят деньги на выплату долгов по зарплате.

Как скажет Татьяна Тихонова в своих показаниях в суде, конкурсный управляющий и бухгалтер предприятия хорошо знали ее, потому и доверенность от. Крылова не потребовали.

Весьма странная позиция для материально ответственных лиц: адвокат не уполномочен представлять интересы бывшего работника предприятия, но беспрепятственно получает необходимую информацию.

А еще одно признание адвоката в ее показаниях в суде выглядит и вовсе как-то незамысловато. Она сообщила, что в марте-апреле 2008 г. позвонила своему знакомому нотариусу, чтобы договориться о встрече и оформить доверенность Крылова на ее имя, но поскольку перечисление денежных средств в ближайшее время не предвиделось, то и не было необходимости тратить деньги на оформление такой доверенности..

Адвокат также говорила о том, что между ней и Крыловым была устная договоренность: когда ему выплатят задолженность, то 100 000 рублей получит он, а оставшаяся сумма будет передана ей в качестве вознаграждения (что же тогда мешало оформить доверенность и соглашение на оказание юридических услуг?).

Однако бывший механик отрицал в своих показаниях в ходе следствия, что такая договоренность между ними была. Но если бы все закончилось благополучно, он наверняка бы отблагодарил добросовестного адвоката. Ему же пришлось обратиться с заявлением в прокуратуру города Магадана.

В августе 2008 г. бухгалтер ООО «Усть-Ольский рыбозавод» случайно встретила Татьяну Тихонову на улице и сообщила ей, что на расчетный счет предприятия ожидается поступление денег на выплату долгов по зарплате. В тот момент у адвоката, видимо, и возник корыстный умысел.

Она знала, что Крылов переехал с прежнего места жительства, но ей был известен его новый адрес. Тем не менее разыскивать его не стала, а 25 августа 2008 г. от имени адвоката Кочневой (ей, как мы помним, Крылов ранее выдал доверенность) написала фиктивное заявление в адрес конкурсного управляющего о перечислении причитающейся Крылову суммы задолженности на свой расчетный счет.

Факт подделки заявления впоследствии был подтвержден заключением эксперта, а также показаниями вернувшейся с материка в Магадан Веры Кочневой,которая по-прежнему работает адвокатом.

Ну а Татьяна Тихонова, предоставив бухгалтеру ООО «Усть-Ольский рыбозавод» заведомо ложные сведения относительно своих намерений (что заявление о перечислении денег на ее расчетный счет написано и подписано Кочневой, что она дала на это согласие на основании оформленной на нее доверенности), 29 августа 2008 г. получила по платежному поручению предприятия-банкрота 171 720 рублей.

У Тихоновой были проблемы по оплате коммунальных услуг - накопилась задолженность, поэтому .буквально в тот же день она сняла со счета 25 000 рублей, а 1 сентября - еще 11 000 рублей. Возможно, так же вольно тратила бы чужие деньги и в дальнейшем, если бы «подопечный» ее вовремя не остановил.

25 августа 2008 г. Дмитрий Крылов получил от конкурсного управляющего уведомление о том, что ему необходимо предоставить документы для выплаты задолженности по заработной плате.

На следующий день пенсионер пришел в офис, но поскольку руководитель и бухгалтер отсутствовали, документы посмотрела сотрудница и сказала, что все в порядке.

Однако время шло, а деньги на его расчетный счет не поступали. Пришлось еще раз потревожить начальство. Тогда он и узнал от бухгалтера, что 29 августа деньги перечислены адвокату Тихоновой.

«Это меня удивило, -скажет Крылов в своих показаниях, - в тот же день, 3 сентября, я встретился с ней в Магаданской областной коллегии адвокатов и спросил, на каком основании она получила за меня деньги? На это Тихонова ничего определенного сказать не смогла, но отдала мне 100 000 рублей, сняв их со счета в банке.

А примерно через неделю отдала еще 20 000 рублей.

В результате действий Тихоновой мне причинен значительный материальный ущерб, поскольку я являюсь пенсионером».

К слову, накануне, 2 сентября, в коллегии адвокатов ее встретила Вера Кочнева. Спросила, как обстоят дела у Крылова с задолженностью по зарплате? И в ответ услышала, что все в порядке, он получил свои деньги.

- Однако подсудимая, не отрицая фактов составления фиктивного заявления и получения принадлежащих бывшему работнику ООО «Усть-Ольский рыбозавод» денежных средств,
не признала своей вины в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 УК РФ, - сказала мне старший помощник прокурора города Магадана Ирина Ломтева, которая поддерживала в суде государственное обвинение.

-Как пояснила подсудимая, она действовала-в интересах взыскателя по устному договору поручения и имела право на получение 71 720 рублей в качестве вознаграждения. Однако в судебном заседании не установлено ни одного доказательства, способного подтвердить ее показания.

К тому же они опровергнуты самой подсудимой, когда она сказала о том, что бухгалтер предприятия потребовала от нее письменное подтверждение полномочий на получение денежных средств.

- Ирина Владимировна, но по первому же требованию потерпевшего 100 000 она ему вернула. Может, содеянное ею - все же не мошенничество?

- Мошенничество признается оконченным с того момента, когда чужое имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц, и они получили реальную возможность пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.

А последующее добровольное возмещение части похищенного имущества может лишь смягчить наказание, но не освобождает от уголовной ответственности.

Судом установлена вина подсудимой в совершении мошенничества. Умысел на хищение у нее возник после сообщения бухгалтера ООО «Усть-Ольский рыбозавод» о поступлении денежных средств на расчетный счет предприятия.

Потерпевший не уполномочивал ее на получение причитавшихся ему денег, не желал, чтобы она распоряжалась ими по своему усмотрению.

Однако, обратив 171 720 рублей в свою собственность, адвокат потратила на личные нужды 51 720 рублей, оставив остальную часть похищенного на расчетном счете в банке. Ей был известен домашний адрес пенсионера, но никаких действий-ffтому, чтобы сообщить ему о получении задолженности по зарплате она не предпринимала.

При назначении наказания Татьяне Тихоновой суд учел характер и степень общественной опасности преступления против собственности, относящегося к категории средней тяжести, обстоятельства дела, личность подсудимой, в том числе ее возраст, семейное положение, наличие смягчающего (частичное возмещение вреда,причиненное преступлением) и отсутствие отягчающих обстоятельств.

Суд назначил ей наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года (условно), а также лишил ее права заниматься адвокатской деятельностью в течение 2-х лет.

По уголовному делу потерпевшим был заявлен иск на сумму 111 720 рублей, из них 51 720 - материальный ущерб, причиненный преступлением, а 60 000 рублей - компенсация морального вреда.

Однако в ходе судебного заседания подсудимой было заявлено ходатайство о примирении сторон в связи с добровольным возмещением ею материального ущерба. Тем не менее возмещен он был не полностью, поэтому указанное в иске представителем потерпевшего требование о взыскании суммы в 3 020 рублей суд нашел обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На этом можно было бы поставить точку. Но почему-то потянуло заглянуть в словарь, чтобы уточнить семантическую составляющую слова «адвокат». Оказалось, что латинское advocatus - от advoco: приглашаю... Адвокат приглашает граждан, чтобы оказать юридическую помощь, защитить их интересы в суде.

Умный, честный, неподкупный адвокат - это, по-моему, «рыцарь веры». И такой возникает квант тревоги, когда в благословенном адвокатском сообществе сталкиваешься с неблаговидными людьми!

Признаюсь, иногда мне кажется, что писать о духовности, о культуре, о достоинстве человека абсолютно бессмысленно сейчас. Кто слышит нас? С другой стороны, задаваться вопросами такого рода - чистое малодушие.

Конечно, я и мои коллеги не в силах перекричать вой и саркастический хохот своего времени. Но мы, журналисты, и твердо знаем, что есть люди, которые и в этой какофонической симфонии играют свою прекрасную партию, в том числе и в адвокатском сообществе нашего региона.

Елена Шарова
"Колымский тракт"









Колымские колонки