Блюстители небесных трасс


Основные задачи, выполняемые филиалом «Аэронавигация Северо-Востока», - это планирование и координирование использования воздушного пространства; непосредственное управление движением воздушных судов на внутренних и международных воздушных трассах, местных воздушных линиях, районах авиационных работ; контроль за соблюдением порядка использования воздушного пространства и режимов полетов, а также обеспечение безопасности, экономичности и регулярности воздушного движения в пределах установленного района ответственности.

В воздушном пространстве, контролируемом филиалом «Аэронавигация Северо-Востока», находится 37 участков международных воздушных трасс протяженностью более 38000 км, 27 участков внутренних воздушных трасс (федерального значения) протяженностью около 13000 км. Ежедневно специалисты филиала обслуживают в среднем 130 - 150 воздушных судов, из которых порядка 60 - 70 % принадлежит иностранным авиакомпаниям.

Более подробно о работе филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и о том, как обеспечивается безопасность воздушных судов, нам сегодня рассказывает его директор Александр ДЗЮБЕНКО.

- Александр Иванович, объясните, пожалуйста, доступно нашим читателям, почему сегодня без аэронавигации не обойтись? Неужели самолет, вылетевший из Аляски, без нашей помощи не сможет благополучно прибыть, например, в Токио?

- Процесс организации обслуживания воздушного движения (управление полетами) предусматривает определенный порядок в воздушном пространстве как на воздушных трассах, так и в районах аэродромов, который регламентирован соответствующими нормативными документами.

Без аэронавигационного обслуживания обойтись невозможно. Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» осуществляет обслуживание воздушных судов российских и иностранных авиакомпаний в воздушном пространстве над территорией Магаданской области, Чукотского автономного округа и акваторией восточной части Северного Ледовитого океана. Общая площадь - порядка 4177 000 кв. км, что составляет ни много ни мало 1/6 часть всего воздушного пространства, где организация воздушного движения возложена на Российскую Федерацию! Кроме того, через воздушное пространство филиала проходит большинство кратчайших маршрутов из Северной Америки в юго-восточную Азию и Японию. Часть из них проходит над Северным Ледовитым океаном, где отсутствует наземное радиотехническое обеспечение, что не позволяет воздушным судам самостоятельно выполнить полет по нужному им маршруту. Наш филиал оснащен новейшими радиотехническими средствами, используются спутниковые технологии, позволяющие управлять воздушным движением над обширными территориями, и в любой момент диспетчеры могут прийти на помощь экипажу воздушного судна, подсказать ему метеорологическую и воздушную обстановку, а если нужно, то и местонахождение, то есть обеспечить основную задачу - безопасность полетов.

- Как обеспечивается надежность эксплуатируемого оборудования? Насколько сложно работать в северных условиях, сказываются ли на технике погодные аномалии?

- Обеспечение полетов в нашем обширном регионе невозможно без надежной работы комплекса аэронавигационного оборудования. Как уже говорилось выше, в филиале проводится постоянная работа по модернизации оборудования, используются самые передовые современные технологии. Центры ОВД находятся в Анадыре, Певеке, Мысе Шмидта, Кепервееме, Омолоне, Марково, а также в Магадане, Сеймчане и Чайбухе оснащены современными радиолокаторами, радиопеленгаторами, автоматическими приводными радиомаяками, радиостанциями.

Филиалом впервые в России внедрена спутниковая технология CNS/ATM с функциями автоматического зависимого наблюдения и линией передачи данных «диспетчер - пилот», позволившая успешно сопровождать воздушные суда по кроссполярным трассам в воздушном пространстве восточной части акватории Северного Ледовитого океана.

Для обеспечения надежной связи с экипажами развернута цифровая интегрированная (спутниковая и наземная) сеть филиала, которая обеспечивает трансляцию радиолокационной информации и связи с удаленных радиотехнических позиций непосредственно в Центр управления полетами (ЦУП) в Магадане, надежное и качественное диспетчерское взаимодействие между смежными диспетчерскими пунктами.

Конечно, суровые северные условия вносят свои коррективы: высокая влажность и сильные ветра на морском побережье, резкие перепады температуры, а в континентальной части Колымы и Чукотки трескучие морозы зимой, половодья рек летом и тому подобное требуют от персонала удаленных объектов постоянного повышенного внимания и высокой квалификации, которая позволяет устранять самые разнообразные отказы качественно и в установленный срок.

Все используемое нами оборудование имеет 100 %-й резерв. На случай возможных погодных аномалий все объекты, обеспечивающие полеты в зоне ответственности нашего предприятия, обеспечены комплектом запасных частей, надежными резервными источниками электроснабжения, а на отдаленных объектах запасом продуктов питания на случай пурги. В самых сложных климатических зонах антенны локаторов, станций спутниковой связи, систем посадки и другого оборудования закрыты специальными радиопрозрачными укрытиями, которые позволяют им спокойно работать даже в экстремальных условиях, которые возникают у нас в настоящее время.

- Кадры - вот одна из многих проблем, с которой сталкивается большинство предприятий нашего региона. Для вашего филиала она существует?

- Да, действительно, кадры - проблемный вопрос для многих организаций Северо-Восточного региона страны. Для филиала «Аэронавигация Северо-Востока», к сожалению, проблема комплектования кадрами центров обеспечения воздушного движения (центров ОВД) стоит наиболее остро по ряду причин.

Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» объединяет 6 центров ОВД и 8 входящих в их состав отделений. В большинстве своем эти центры и отделения расположены на территориях Магаданской области и Чукотского автономного округа в отдаленных поселках с разрушенной инфраструктурой, где отсутствует стабильное снабжение, транспортные схемы связи с другими населенными пунктами, элементарные культурно-бытовые условия проживания. Если добавить сюда суровые природно-климатические условия и высокий уровень прожиточного минимума, картина становится совсем удручающей.

Кроме того, филиал не располагает собственным жилищным фондом, а у местных муниципальных образований нет средств для поддержания в удовлетворительном состоянии ветхого жилищного фонда поселков, сел и даже городов, особенно на территории Чукотского автономного округа. По этой причине отсутствует перспектива предоставления благоустроенного жилья специалистам, изъявившим желание работать в филиале, прибывающим на смену, вышедшим на пенсию работникам.

В нашем удаленном регионе также отсутствуют учебные заведения гражданской авиации, осуществляющие подготовку высококвалифицированных специалистов для нужд филиала по управлению воздушным движением и радиотехническому обеспечению полетов. Такие учебные заведения сосредоточены в центре европейской части России, а также в Красноярске и Омске.

Приглашая на работу в удаленные центры ОВД филиала молодых специалистов-выпускников, мы ставим их в известность о том, что крайне ограничен выбор рабочих мест для прибывших с ними жен (мужей) и других взрослых членов семьи, и о наличии фактически единственного (воздушного) вида транспорта на всей территории и, как следствие, дороговизне проезда. Поэтому движимых романтикой желающих добровольно уехать из обжитых городов, отказаться от привычного образа жизни во имя проживания в условиях выживания крайне мало.

- Работа ответственная, какие требования предъявляются к сотрудникам? Есть ли приток молодежи?

Профессиональной деятельностью диспетчеров УВД является прежде всего обеспечение безопасности полетов воздушных судов отечественных и зарубежных авиакомпаний и планирование воздушного движения. Современные диспетчерские пункты УВД оборудованы радиолокационной аппаратурой, отображающей на мониторах воздушную обстановку в зоне управления воздушным движением. Бесперебойная работа этого сложнейшего оборудования - основная задача персонала службы радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (РТОПиС).

Важным фактором в работе диспетчера УВД является состояние здоровья. В течение всей профессиональной деятельности здоровье диспетчеров УВД находится под пристальным вниманием медицинских работников. Кроме того, к диспетчерам, обслуживающим международные полеты, предъявляются высокие требования к знанию английского языка в соответствии со стандартами международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Профессия диспетчера УВД очень интересна и ответственна. Учитывая это, труд диспетчера достойно вознаграждается, принимаются и другие меры по закреплению кадров. Вместе с тем жизнь идет, ничто не вечно на земле, и установившаяся в течение последних лет тенденция старения персонала филиала сохраняется, вызывает озабоченность и тревогу. Поэтому одной из важнейших задач является укомплектование диспетчерских и технических служб молодыми специалистами.

Ежегодно в рамках целевой контрактной подготовки филиалом проводится активная работа по отбору кандидатов на обучение в учебных заведениях гражданской авиации по специализациям «Управление воздушным движением» и «Радиотехническое обеспечение полетов», а также на подготовку диспетчеров УВД по ускоренной программе с получением диплома о среднем профессиональном образовании. Государством и предприятием для диспетчеров УВД предусмотрено много социальных льгот, гарантий и компенсаций. Также необходимо отметить, что предприятием предусмотрен ряд дополнительных льгот для молодых специалистов.

В результате принимаемых мер по подготовке молодых специалистов службы движения средний возраст диспетчерского состава филиала снизился с 48 до 40 лет при среднем возрасте персонала филиала в целом 46 лет.

Особо стоит отметить тот факт, что в марте 2010 года филиалу был вручен «Сертификат доверия работодателю» под номером 1. Данный документ удостоверяет, что филиал внесен в реестр работодателей, гарантированно соблюдающих трудовые права работников в рамках проекта «Декларирование деятельности предприятий по реализации прав работников и работодателей», осуществляемого Государственной инспекцией труда в Магаданской области при участии Управления по труду администрации Магаданской области, Союза работодателей Магаданской области, объединения организаций профсоюзов Магаданской области. По итогам 2009 года филиал занял II место в областном конкурсе «Лучшая организация по регулированию социально-трудовых отношений и организации работы по охране труда».

- Насколько изменяется картина в нашем северном небе в период новогодних праздников?

В декабре - январе, в канун рождественских и новогодних праздников, увеличивается интенсивность полетов, особенно на международных воздушных трассах, проходящих в зоне ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока», что требует от персонала службы движения ЦУП и инженерно-технического персонала службы РТОПиС дополнительного напряжения в работе.

- Александр Иванович, в начале года принято говорить о планах на предстоящие 12 месяцев. Какие новшества ждут наш филиал?

Конечно, планы есть. Прежде всего, главная наша задача на 2011 год - это обеспечить безопасность полетов при управлении воздушным движением. Нами продолжается планомерная модернизация всего комплекса технических средств. В рамках федеральной целевой программы «Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации» мы продолжим работу по строительству нового здания Центра управления полетами в Магадане, нового командно-диспетчерского пункта в Кепервееме, созданию радиолокационной позиции в поселке Провидение. Мы планируем ритмично работать, обеспечивать задел на будущее. Все условия для этого у нас есть. В наше время бурно развиваются новые технологии, в том числе и в авиации. Мы ни в коем случае не отстанем от прогресса!

- Благодарю вас за беседу и желаю всем сотрудникам филиала удачи в Новом году. А нам, пассажирам гражданской авиации, - безопасных полетов, что, как видно из разговора, гарантировано на 100 процентов!

Глеб БОЯРКИН "Магаданская правда"








Колымские колонки