Поцелуй со смертельным исходом


В одном из общежитий Магадана совершено убийство с особой жестокостью

Говорят, что в среднестатистической человеческой жизни всего два с небольшим миллиарда секунд. Какую из них время отсчитывало для Алексея Прохорова, когда он, прикрывая от ударов голову руками, из последних сил пытался ползти к выходу из помещения, где его настигала мучительная смерть?

Отползал на сантиметр, еще на один. И не кричал от боли, не просил о пощаде, не звал на помощь. Наверное, эта ею непреклонность еще больше распаляла двух озверевших подонков - после избиения они подвергли свою жертву еще более страшной экзекуции.

Эти молодые люди, случайно появившиеся на жизненном пути почти пятидесятилетнего Алексея Прохорова, конечно, не были убийцами в зародыше. Но что-то унижаемое и оскорбляемое, какое-то зло наверняка было в их жизни, если к двадцати годам и Игорь Щепкин, и Олег Асеев накопили в себе столько жестокой ярости?

Щепкин окончил технический лицей, работал плотником и даже заочно учился в филиале гуманитарного вуза. Асеева из этого же лицея отчислили за пропуски занятий и неуспеваемость, он нигде не работал. Обоих не раз привлекали к административной ответственности за появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения и распитие спиртных напитков. Бытовое пьянство было для них привычным занятием, потому и искали любую "якорную стоянку", где наливали горькую.

В декабре прошлого года Щепкин со своей девушкой Кристиной сняли комнату в одном из магаданских общежитий у своего знакомого Ивана Петровича Колесникова. Сам он проживал в соседней комнате, где и приютил давнего приятеля Алексея Прохорова. Работавший в старательской артели, он в межсезонье оказывал инвалиду всяческую помощь, за что Иван Петрович был ему глубоко благодарен.

Алексей - бывший тренер, когда-то работал преподавателем в Детско-юношеской спортивной школе. Общительный, веселый, неконфликтный - Иван Петрович держался за него, как утопающий за соломинку. Бывало, вместе выпивали, говорили "за жизнь", изливали друг другу душу. В общем, как говорится, сошлись характерами. Но и гостей не сторонились, устраивая совместные застолья.

Надо ли быть готовым ожидать чего угодно от тех, от кого этого ждешь меньше всего? Нет, этим вопросом ни хозяин комнаты, ни его постоялец вовсе не задавались, когда в предпоследний декабрьский день 2009 года к ним нагрянули гости. Игорь Щепкин с Кристиной и Олег Асеев с отцом, которые жили здесь же, на первом этаже общежития.
В тот день Алексей Прохоров изрядно выпил, а в состоянии алкогольного опьянения он всегда вспоминал о своей бывшей семье и становился уж очень сентиментальным.
- Кристина, ты так похожа на мою дочь, о которой очень скучаю, - сказал, обратившись к девушке, приобнял и попытался поцеловать ее руку.

И тут же получил два удара от Щепкина кулаком по лицу. Не удержавшись на ногах, мужчина упал на кровать, и если б в конфликт не ввязался Асеев, наверное, заснул бы богатырским сном. Однако, стащив Прохорова на пол, Асеев поволок его в коридор, где двадцатилетние парни избили его. Избивали до тех пор, пока драку не прекратили выбежавшие на шум в коридоре соседи.

Новый год Алексей встретил с синяками на лице, рассеченной бровью и сильно травмированным телом. Лежа на кровати, он гнал от себя ужасные воспоминания и мечтал о беспечном покое в каком-нибудь медвежьем углу. Но своего угла у него не было и уже, думал, вряд ли будет - непреходящая тоска все больше и больше овладевала им. На кровати напротив похрапывал Иван Петрович, и Алексей тоже вскоре уснул.

Первый новогодний день уже угасал, но поздним вечером неожиданно раздался сильный стук в дверь.

- Где он, этот козел? -услышал спросонья пьяный голос Асеева.

- Никому не открою, уже поздно, - крикнул в ответ Иван Петрович, не поднимаясь с кровати. Инвалид на своих больных ногах еле ходил и старался не утруждать себя лишний раз.

На какой-то момент за дверью наступило затишье, а потом вдруг раздались удары молотком по замку. Сердцевина замка выпала, и он рассыпался. В открывшуюся дверь ввалились пьяные Асеев и Щепкин и метнулись в сторону Прохорова. Страх буквально парализовал Алексея, и он только глядел на них жалостливыми глазами, немо уговаривая оставить его в покое.

Но в ту же минуту посыпались удары - кулаками по лицу, ногами по спине. Стащив мужчину с кровати, поволокли в соседнюю комнату, где проживал Асеев, и там опять исступленно били. Потом, чтобы подальше от свидетелей, затащили в моечное помещение, которое находилось тут же, на первом этаже общежития.
Избивали с нечеловеческой яростью и долго - в течение часа, наслаждаясь его страданиями и мучениями. А когда уже собственные руки-ноги заныли от напряжения, в ход пошли металлическая труба, деревянная палка и резиновый шланг. Продолжая глумление, Щепкин с силой прыгнул Алексею на грудь, а потом несколько раз ударил по голове металлической ванной.

Но и этого им показалось мало. Решив не только вконец унизить ни в чем неповинного человека, но и убить его. Щепкин взял шланг, вставил его зверски избитому мужчине в задний проход, а Асеев повернул ручку крана с горячей водой. И почти полчаса они наблюдали за страданиями и мучениями, которые испытывал Алексей от нестерпимой боли. Поверженный у их ног со спущенными джинсами, он медленно умирал.

Эти действия, направленные на причинение ему смерти с особой жестокостью, как напишут эксперты-медики в своем заключении, привели "к внутренним ожогам и перерастяжению диафрагмы с ее расслоением и разрывами пристеночной плевры, затем поступлению горячей воды в обе плевральные полости, повлекшее развитие первичного травматического шока из-за сверхпороговых раздражений чувствительных рецепторов (болевых, температурных, глубокой мышечной чувствительности.

Затем, затушив о бездыханное тело окурки, Асеев пошел спать в свою общежитскую комнату, а Щепкин отправился в квартиру к родителям.

В ту же ночь труп в моечном помещении обнаружила соседка Ивана Петровича Колесникова и, узнав от инвалида, кто избивал Прохорова, пошла к Асееву.

- Зачем, - спросила, - вы убили Алексея? И вызвала милицию.

На следующий день Асеев пришел в УВД по городу Магадану, где написал явку с повинной о том, что 1 января 2010 года совместно с Щепкиным совершил преступление. Он уже привлекался к уголовной ответственности и, конечно, знал, что явка с повинной может быть рассмотрена судом как смягчающее обстоятельство.

К тому же и Асеев, и Щепкин, когда им было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного пунктами д", 'ж части 2 статьи 105 УК РФ (убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное с особой жестокостью, в составе группы), свою вину признали частично. Мол, какого-либо плана не было, убивать не хотели, пришли к Прохорову просто поговорить.

- Оба на предварительном следствии изворачивались, каждый стремился приуменьшить свою роль в совершенном преступлении, за которое предусмотрено лишение свободы на
длительный срок, вплоть до пожизненного, - сказал мне руководитель отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Магаданской области Дмитрий Солдатов. -Следствие критически относится к данной позиции обвиняемых. Вина обоих в полной мере доказана в ходе предварительного следствия, которое добросовестно и качественно, в определенные законом сроки провел следователь по особо важным делам Алексей Якунин.
По просьбе одного из обвиняемых уголовное дело рассматривает суд присяжных.

- Что же все-таки в основе этого убийства, неужели только какая-то слепая ярость за абсолютно невинный знак внимания к девушке? Может, эти недочеловеки - невменяемые?

Цинизм и хладнокровие, с которыми они истязали ни в чем не повинного человека, просто потрясают.

- О причинах убийства долго размышлять не приходится, поскольку они весьма очевидны: такое воспитание в семье, такое образование, а в результате ничем не ограниченная агрессивная разнузданность, которая функционирует у них в межличностных отношениях. Следует отметить, что агрессия и жестокость возникают, как правило, на почве бесконечного бытового пьянства, когда у человека, видимо, отмирают нравственные центры и остаются только инстинкты, как у животного.

Согласно заключениям комиссионной судебно-психиатрической экспертизы, проведенной в ходе следствия, обвиняемые признаны психически здоровыми. В тот период времени, когда было совершено преступление, действия обоих были последовательными и целенаправленными. Они сохраняли ориентировку в окружающем, у них отсутствовали У проявления психоза, признаков временного психического расстройства они также не обнаруживали.

Размышляя над этой шокирующей историей, думаю: неужели в нашей жизни насилие, агрессивность и жестокость занимают среди людей столь же прочное положение, что и доброта, любовь, милосердие, сострадание? Что это - неразрывное единство и борьба противоположностей? Или испытание для каждого из нас, ниспосланное свыше? Можно пройти по ужасной грязи и остаться чистым. Но можно ли вокруг не видеть чистоты?

(Имена и фамилии
в публикации изменены.)

Елена ШАРОВА
"Колымский тракт"









Колымские колонки