Новости Магадана и Магаданской области КОЛЫМА.RU / Реформа достойно встретит Новый год

Реформа достойно встретит Новый год

На XXVII заседании совета представительных органов местного самоуправления при областной Думе депутаты рассмотрели организационные и правовые основы деятельности органов местного самоуправления в условиях реформирования. О шагах этой масштабной работы мы беседуем с заместителем председателя Правительства Магаданской области - министром государственно-правового развития региона Мариной Шуфер.

- Марина Анатольевна, деятельность органов местного самоуправления в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях специфична. В чем эти особенности?

- Они определены экстремальными природно-климатическими условиями, низкой плотностью населения на обширных территориях, преобладанием сырьевых отраслей экономики, отсутствием развитой энергетической инфраструктуры и транспортной логистики. Закономерна огромная ответственность органов местного самоуправления за жизнеобеспечение муниципалитета, безопасность и комфорт его жителей.

Задачи реформы местного самоуправления в нашем регионе - совершенствование территориальной организации его основ, повышение эффективности деятельности, улучшение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг, создание условий для формирования сбалансированных местных бюджетов и предпосылок для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований.

Напомню, что правовая основа преобразования муниципальных образований в городские округа - Федеральный закон от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Магаданской области от 24.04.2015 г. № 1890-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области» и законы Магаданской области о преобразовании муниципальных образований путем их объединения с наделением статусом городского округа.

- Как идет реформирование?

- Еще совсем недавно на территории Магаданской области существовало 48 муниципальных образований: 1 городской округ, 8 муниципальных районов, 39 городских и сельских поселений. При этом каждое третье поселение имело численность населения менее 200 человек. Законами Магаданской области о преобразовании муниципалитетов путем их объединения с наделением статусом городского округа, последние из которых вступили в силу 1 мая 2015 г., образованы Ольский, Хасынский, Тенькинский, Ягоднинский, Сусуманский, Омсукчанский, Среднеканский и Северо-Эвенский городские округа.
Таким образом, количество муниципальных образований в области существенно сократилось, они действуют в границах девяти городских округов. Тем самым был завершен первый этап реформы местного самоуправления Магаданской области.

Сегодня идет реализация второго этапа.Его главные задачи следующие: формирование органов местного самоуправления муниципальных образований, создание муниципальной нормативной правовой базы вновь образованных городских округов, включая принятие и государственную регистрацию уставов вновь образованных городских округов, ликвидация органов местного самоуправления преобразованных муниципалитетов с передачей их имущественных обязательств в порядке правопреемства органам местного самоуправления вновь образованных городских округов. Кроме того, организация раздельного исполнения бюджетов муниципальных районов и поселений до окончания финансового года и формирование местных бюджетов на очередной финансовый год, утверждение структуры и оптимизация штатной численности исполнительно-распорядительных органов городских округов. Наконец, формирование муниципальной собственности вновь образованных городских округов, внесение изменений в учредительные документы муниципальных предприятий и муниципальных бюджетных учреждений.

- Марина Анатольевна, формирование высокопрофессиональных, эффективных и оптимальных по численности муниципальных служащих органов местного самоуправления муниципальных образований - важнейшая составляющая реформы. Есть такие кадры?

- В Омсукчанском и Среднеканском городских округах второй этап реформы местного самоуправления практически завершен. Сформированы и приступили к осуществлению полномочий органы местного самоуправления вновь образованных муниципалитетов. Избраны главы городских округов, по итогам проведенных конкурсов представительными органами назначены главы местных администраций. Приняты уставы муниципальных образований, продолжается работа по формированию нормативной правовой базы. Так, в Омсукчанском городском округе принято и включено в областной регистр 210 муниципальных нормативных правовых актов, в Среднеканском городском округе - 65. Завершаются мероприятия по ликвидации поселковых и сельских администраций.

Главой Омсукчанского городского округа на муниципальных выборах избран О. Ю. Егоркин, главой администрации Омсукчанского городского округа по контракту назначен С. П. Кучеренко, собранием представителей Среднеканского городского округа избран из своего состава глава городского округа А. Н. Таланов, главой администрации Среднеканского городского округа по контракту назначен Ф. Ф. Трибух.

- А какую главную особенность реформы вы бы отметили?

- Это изменение порядка избрания глав муниципальных образований. В соответствии с Законом Магаданской области от 24.04.2015 г. № 1890-ОЗ «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области» предусмотрено, что глава городского округа избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Такой порядок избрания в Магаданской области применяется впервые. К примеру, на должность мэра города Магадана впервые претендовало 11 кандидатов.

По состоянию на 17 ноября 2015 г. конкурсы по отбору кандидатур на замещение должности главы городского округа проведены в муниципальном образовании «Город Магадан», Хасынском, Тенькинском и Северо-Эвенском городских округах. На конкурсной основе избраны: мэром города Магадана - Ю. Ф. Гришан, главой Хасынского городского округа - Б. В. Соколов, Тенькинского - С. И. Бережной, Северо-Эвенского - Р. П. Марзоев. В других городских округах конкурсы на замещение должности главы городского округа назначены на более поздние сроки: в Ольском - на 26 ноября, Ягоднинском - на 3 декабря и Сусуманском - на 8 декабря 2015 г.

- Согласитесь, что не менее важная задача для представительных органов местного самоуправления - формирование муниципальной нормативной правовой базы вновь образованного округа.

- Поэтому в городских округах уже приняты самые необходимые для обеспечения работы органов местного самоуправления муниципальные правовые акты, в том числе о переименовании администраций муниципальных районов в администрации городских округов, правопреемстве и финансовом обеспечении деятельности органов местного самоуправления, о ликвидации администраций преобразованных поселений как юридических лиц, утверждены положения о порядке проведения публичных слушаний.

Муниципальные нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений, продолжают действовать на территории городского округа в части, не противоречащей федеральному и областному законодательству. Разумеется, ранее принятых правовых актов недостаточно для полноценной деятельности органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения. В первую очередь это касается муниципальных правовых актов городских и сельских поселений. Не могут действовать на территории городского округа одновременно несколько правил благоустройства территории муниципального образования, порядков перевода жилых помещений в нежилые, регламентов предоставления одних и тех же услуг.

Поэтому органам местного самоуправления необходимо в кратчайший срок заменить нормативные правовые акты районов и поселений на нормативные правовые акты городских округов. Чтобы был понятен масштаб предстоящей нормотворческой деятельности, приведу несколько цифр. Всего в регистр муниципальных нормативных правовых актов Магаданской области включено 13442 акта, из них действующих - 9058, не вступивших в силу - 21, приостановлено действие 2. В числе включенных в регистр действующих муниципальных нормативных правовых актов более 7000 - это акты муниципальных районов и поселений. Из числа вновь образованных городских округов наиболее активно нормотворческая деятельность проводится в Хасынском. В остальных она еще в начале пути.

- Самый жизненно необходимый муниципальный нормативный правовой акт - устав городского округа. Сколько их уже принято?

- По состоянию на 17 ноября в государственный реестр уставов муниципальных образований Магаданской области включено только 3 устава городских округов - муниципального образования «Город Магадан», Омсукчанского и Среднеканского городских округов. Приняты и направлены на государственную регистрацию в Межрегиональное управление Минюста России уставы Хасынского и Сусуманского городских округов. 16 ноября принят Устав Тенькинского городского округа.

- На что, по-вашему мнению, следует обратить внимание председателям собраний представителей округов?

- Прежде всего на то, что прекращение существования муниципального образования не влечет автоматической отмены его устава и иных нормативных правовых актов. Поэтому в проекте решения о принятии устава городского округа необходимо уставы муниципального района и поселений признавать утратившими силу.

Распоряжением губернатора Магаданской области от 10.08.2015 г. № 308-р утверждены Методические рекомендации, которые разработаны в целях оказания правовой и методической помощи органам местного самоуправления при определении ими структуры исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, установлении месячного денежного содержания выборных должностных лиц и должностных окладов отдельных категорий муниципальных служащих.

В связи с прекращением деятельности местных администраций как органов местного самоуправления практически во всех городских округах возникли проблемы с предоставлением государственных услуг населению и исполнением государственных функций, которые осуществляли поселковые и сельские администрации в рамках переданных государственных полномочий.

- До конца года региональное министерство государственно-правового развития определило решить основные задачи представительным органам городских округов. Что здесь главное?

- Во-первых, ускорить формирование нормативной правовой базы городского округа, в том числе принять уставы городских округов, отменить (признать утратившими силу) уставы муниципальных районов, городских и сельских поселений. Во-вторых, рассмотреть в установленном порядке проекты бюджетов на 2016 г. и принять их не позднее 28 декабря 2015-го. В-третьих, при осуществлении мероприятий по ликвидации местных администраций и досрочному прекращению полномочий выборных должностных лиц преобразованных муниципалитетов не допускать нарушения трудовых прав и социальных гарантий глав муниципальных образований, муниципальных служащих и работников указанных организаций.

Кроме того, при утверждении структуры администрации городского округа для обеспечения доступности государственных и муниципальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, предусматривать создание территориальных отделов администраций городских округов, наделенных полномочиями бюро ЗАГС и другими полномочиями по исполнению государственных и муниципальных функций. И последнее. Участвовать в работе по составлению передаточных актов об имущественных обязательствах органов местного самоуправления в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 903 «Об утверждении Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления».
Только при этих условиях реформа достойно встретит новый год.

Александр МУРЛИН
02.12.2015
Рейтинг@Mail.ru   
{linkfeed_print}

Вернуться назад