Новости Магадана и Магаданской области КОЛЫМА.RU / Минтай как ломтик помидора

Минтай как ломтик помидора

В статье «Когда в банке - минтаевый шторм» («МП» от 13.02.2015 года) уже сообщалось о сложностях, с которыми приходится сталкиваться магаданским рыбакам во время промысла. Сложностях, на которые в прошлые годы мало кто из потенциальных потребителей обратил бы внимание. Тогда знали: при любых условиях рыба будет. Не наловят наши рыбаки, так заграница поможет. Сегодня, когда вопрос импортозамещения встал ребром, обеспечение своей, местной продукцией выходит на первый план.

- Промысел минтая в этом году уникален, - считает президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов. - Причиной всему - аномально теплая погода. Может, кто-то и радуется этому обстоятельству, но только не рыбаки. Льдов нет, рыба разрозненная, экипажам судов приходится много перемещаться, чтобы поймать минтай. Обычно мы начинали промысел в районе Курил, Западной Камчатки. В этом году практически весь флот работает в Северо-Охотоморской подзоне.

Если говорить о результатах, то рыбопромышленники Магаданской области уже освоили порядка 50 % квоты, и промысел продолжается. У потребителей высоко ценится не только сам минтай, но и его икра. Для рыбопромышленников, занимающихся его промыслом, она дает весомую прибыль - около 60 % от общего лова.

- Чтобы дождаться хорошей минтаевой икры, весь январь промышляли сельдь, - рассказывает Михаил Котов. - Надеемся, природа возьмет свое и мы получим ожидаемые результаты. Промысел ведем в рамках, которые установлены Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Процент выхода икры не должен превышать в среднем 4,5 % за зимнюю путину. В этом сезоне у рыбы хороший размерный ряд. Но больше всего в этом плане удивила сельдь - не меньше 30 см. Ее во время январской путины выловили порядка 6 тыс. т. Все это говорит о том, что запасы сельди и минтая у нас в очень хорошем состоянии.

В отличие от золотодобытчиков Колымы, которые никак не решатся объединиться в ассоциацию, рыбопромышленники действуют сообща. Михаил Котов постоянно отстаивает интересы магаданских рыбаков в Росрыболовстве, Минтрансе, Минсельхозе. Благодаря Магаданской ассоциации рыбопромышленников в столице слышат голос колымских и дальневосточных рыбаков. Слышат и реагируют.

- В Минтрансе, куда пригласили транспортные компании, практически весь январь шли переговоры о том, как сделать тихоокеанскую сельдь доступной для потребителей центральных районов страны. Как сделать так, чтобы она могла конкурировать с атлантической, которую вылавливают мурманские рыбаки. Камень преткновения - высокая стоимость перевозки из Магадана в Москву, она на порядок выше, чем стоимость самой сельди. Вроде бы договорились с Минтрансом о том, что будет установлен тариф без наценок для перевозки дешевой рыбы - не более 10 руб./кг. Если это произойдет, дальневосточные рыбаки получат дополнительные рынки для реализации, а потребитель центральных районов страны - экологически чистую дикую рыбу. Она вне всякой конкуренции в сравнении с выращенной в искусственных водоемах Вьетнама и Китая.

После резкого взлета курса доллара и евро по отношению к рублю положение рыбопромышленников, которые прежде ремонтировали свой флот за рубежом, заметно осложнилось. Для многих судов, произведенных в Европе и Восточной Азии, ремонт стал просто неподъемным.

- На недавнем совещании в Москве много говорили о строительстве российских верфей, портовых хозяйств, - продолжил Михаил Котов. - Последних практически не осталось на территории Дальнего Востока. Порой рыбаки вынуждены неделю простаивать в очереди во владивостокском порту, чтобы разгрузиться. Потому что нет холодильных мощностей, рефрижераторных секций. Губернатор Приморья предложил создать на территории края портовый кластер с участием рыбопромышленников. По сути, власти Приморья хотят заставить рыбопромышленников вкладывать в него деньги. Но рыбаки считают, что это не совсем верно - не надо заставлять друг друга, а лучше сделать так, чтобы добытчикам стало экономически выгодно приходить в порты, участвовать в строительстве. А заставлять нас не надо. Потому что, когда добиваются через колено, ничего хорошего не получается. Одной известной международной компанией уже подготовлен проект портового хозяйства в Приморье. Предполагается, что оно будет находиться в 180 км от Владивостока, в Зарубино. Думаю, если Правительство РФ выделит достаточно большие деньги и по примеру южнокорейского Пусана построит современный порт с холодильным оборудованием и подведенными железнодорожными путями, это даст серьезный импульс для развития всего Дальнего Востока, в том числе и Магадана, где мы живем и ведем промысел.

Не обошел Михаил Котов и набившую всем оскомину тему цен на рыбную продукцию. Мол, живем на берегу моря, а она у нас запредельная…

- Побывавшая недавно в Магадане комиссия Росрыболовства отметила, что рыба у нас дорогая, - заметил он. - Но при этом куда больше их поразила стоимость привозных помидоров - более 700 рублей за килограмм. Во всем мире рыба дороже томатов, а у нас наоборот. Это сколько же надо рыбаку выловить минтая, чтобы купить килограмм помидоров? Взяв в руки калькулятор, подсчитал - более 9 кг при отпускной цене минтая 75 рублей. Один хвост как ломтик помидора! Все это говорит о том, что у нас, помимо рыбы, есть масса накопившихся вопросов, которые ждут ответа. В том числе и стоимость помидоров, которые покраснели от вида своих ценников.

... Минтаевая путина еще не завершена, а члены Магаданской ассоциации рыбопромышленников планируют собраться, чтобы обсудить предложение Правительства России по новому порядку наделения квотами. Они прекрасно понимают, что если их выставят на аукционы, цена на рыбу вырастет в десятки раз. От этого проиграют все - и рыбаки, и потребитель.

- Лишь только потому, что рыбаки наделены квотами на 10 лет, рыбная отрасль стала привлекательной и у потребителя нет проблем с рыбой, - уверен Михаил Котов. - Рыбаки нашей ассоциации будут настаивать на том, чтобы сохранить прежнюю систему распределения биоресурсов.

Виталий Холоимов
10.03.2015
Рейтинг@Mail.ru   
{linkfeed_print}

Вернуться назад